Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Святые воины Земли Русской

Новости МПГУ
«Веселися и радуйся, земле Рязанская, совершается память благовернаго князя Олега, во святей схиме Иоакимом нареченнаго, возлюбившаго тя паче души своея. О могуществе и славе твоея тщавшагося и ныне предстоя престолу Вседержителя, с супружницею своею мудрою монахинею Евпраксиею, умоляют непрестанно Владыку Христа сохранити отечество наше в мире и благоденствии, и спасти души наша»

/ Тропарь, глас 5

 
«Любовь к отечеству в сердце своем всегда имея, благоверный княже Олеже, попечение о Рязанстей земли наипаче прилагал еси, с преподобным Сергием сладце беседовав, вечный мир с московским князем святым Димитрием заключил еси и браком сына своего Феодора с дщерию его Софиею союз скрепил еси. Ты бо Рязанския земли похвала и утверждение»

/ Кондак, глас 5

 
«Весь период самостоятельного княжества для рязанцев сосредоточился в одном Олеге Ивановиче, других князей они не помнят. Именно к нему память народная хранит любовь и уважение. Не случайно на рязанском гербе изображен Олег Иванович, самый знаменитый и самый любимый своим народом великий князь рязанский. Никогда Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия»

/ Архиепископ Рязанский и Касимовский Симон

В рамках проекта «Ратное служение России» полагается начало рубрике «Святые воины Земли Русской», посвящённой святым воинам, жертвенно послуживших Богу, ратному делу и Отечеству.

Очередной материал рубрики «Святые воины Земли Русской» посвящается святому благоверному князю Олегу Рязанскому (1338 – 05/18.06.1402).

 Особое место в сонме русских святых занимают благоверные князья. В праздновании их памяти прославляются не властные полномочия, которые они имели в земной жизни, не родовитое происхождение, а подвиг веры, который запечатлен в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры. Одним из ярких примеров жертвенного княжеского служения был святой благоверный великий князь Олег Рязанский.

Святой благоверный князь Олег Рязанский родился в 1338 году и в Святом Крещении получил имя Иаков. По родословной он был прямым потомком Рюрика в восемнадцатом колене. Его прапрадедом был Ярослав – старший сын святого благоверного князя Романа Рязанского, страстотерпца. Память святого благоверного князя Олега Рязанского почитается 5 июня (18 июня по новому стилю) – день преставления и 10 июня (23 июня по новому стилю) как месточтимый святой в Соборе Рязанских святых.

В 1350 году, когда Олегу было 12 лет, он унаследовал Рязанский княжеский стол. Пока он был молод, управлять княжеством помогали бояре-советники во главе с тысяцким. Окружение юного князя оберегало его, взращивало в нем благотворные ростки Православной Веры и чувства христианской любви к Родине, воспитывало в готовности к «бережению» родной земли от врагов.

Господь уготовал на долю Олега Рязанского великие испытания. Время его княжения было сложным и противоречивым. Рязанское княжество было пограничной русской землей между Диким Полем и другими русскими княжествами, поэтому первым принимало на себя удары степняков. При князе Олеге было двенадцать татарских набегов. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Под 1353 год, когда князю Олегу было всего 15 лет, в летописях приводится сообщение о завоевании им у Москвы Лопасни.

В 1365 году на Рязанские земли внезапно напали татары во главе с Тагаем. Они сожгли Переяславль Рязанский и, ограбив ближайшие волости, возвращались в пределы мордвы. Князь Олег, собрав войска, верный православному долгу защиты Отечества, спешно выступил за Тагаем, повторяя подвиг Евпатия Коловрата. «Под Шишевским лесом на Воине» «побиша князи рязанстии татар» и вернулись в Переяславль победителями. Это была первая крупная победа русских над ордынцами.

В связи с «литовщиной», в летописях отмечается, что в 1370 году на помощь осажденным в Москве «приспе князь Володимер Дмитриевичь Проньскый, а с ним рать рязанская». В Никоновской и Симеоновской летописях уточняется, что с пронским князем была «рать великого князя Олга Ивановича Рязанскаго».

После этого у князя Олега возникла какая-то тяжба со своим зятем, пронским князем Владимиром. Пронский князь обратился за помощью к Москве, и на Рязань была послана московская рать. 14 декабря 1371 года Олег Рязанский потерпел поражение под Скорнищевым близ Переяславля (ныне Канищево, один из микрорайонов г. Рязани). Но уже летом 1372 года святой Димитрий рассматривал Олега Рязанского и Владимира Пронского как союзных князей. Сообща они подписали перемирие с литовским князем Ольгердом. В продолжение восьми лет между князьями не нарушались дружеские отношения, основанные на взаимной помощи и доверии. Это подтверждает и Договорная грамота 1375 года между святым Димитрием Ивановичем и святым Михаилом Тверским. Она признает великого князя Олега Рязанского третейским судьей в спорных делах между Москвой и Тверью. Такое доверие великие князья оказали Олегу Ивановичу, отдав должное его нравственным добродетелям и богооткровенной мудрости.

Еще рельефнее обозначился межгосударственный союз Олега Рязанского и святого Димитрия Московского в их отношениях с татарами. Никоновская летопись повествует, что в «1373 году пришли Татары из Орды от Мамая на Рязанского князя Олега Ивановича города его пожгли, множество людей побили и с большим полоном воротились во свояси». Святой Димитрий Иванович Московский с братом Владимиром Андреевичем Серпуховским собрали «всю силу княжениа великаго» и поторопились на помощь рязанцам, но опоздали. Антиордынская направленность звучит во многих договорных грамотах русских князей. Так в договоре 1375 года со святым Михаилом Тверским, где Олег Рязанский назван в числе союзников Москвы, один из главных пунктов гласил: «А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с одиного всем прошву их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с одиного пойти на них».

Осенью 1377 года полчища Арапши (Араб-шаха) ворвались в пределы Рязанского княжества разорив его столицу – Переяславль. Захваченный врасплох этим внезапным нападением и плененный, князь Олег, однако, не потерял самообладания и, по свидетельству Софийской летописи, «из рук убежаша изстрелян».

На следующее лето хан Мамай отправил на Русь мурзу Бегича с большой ратью. Бегич, пройдя далеко вглубь Рязанской земли, остановился у реки Вожи, правом притоке Оки. Рязанцы своевременно предупреждали святого Димитрия обо всех передвижениях Бегича. Святому благоверному князю Димитрию оставалось очень мало времени для сбора ополчения, но Олег Рязанский и его зять – князь Пронский – явились по первому зову Московского князя и встали на реке Воже. Сражение произошло 11 августа 1378 года на берегах этой рязанской реки, в 15 верстах от Переяславля Рязанского. Бегич был наголову разбит Московско-рязанским ополчением. Выигранная союзниками битва была предвестницей Куликовской победы.

Мамай, собрав остатки разбитых войск, двинул полки на Москву. Но на его пути – на Оке – стояли воины святого Димитрия, а с ними дружины Рязанского и Пронского князей. Защищая Москву и переправы через Оку, князь Олег Рязанский тем самым оставил беззащитной свою землю. Тогда Мамай и отомстил князю Олегу Рязанскому: осенью 1378 года нечестивые пожгли Переяславль, Дубок и другие рязанские города, многие села, взяли большой полон, «вся земля бысть пуста и огнем сожжена».

Мамай вознамерился напомнить Руси нашествие хана Батыя, отовсюду собирая огромные силы, посылая в соседние страны нанимать дружины армян, генуэзцев, черкесов, ясов и других народов. А литовский князь Ягайло, – как отметил средневековый писатель А. Кранц, – попытался вероломно воспользоваться обстановкой.

Святой князь Димитрий начал подготовку к решительному сражению с татарами. К нему стекались дружины из примыкающих к Москве княжеств. Летом 1380 года Орда переправилась на правый берег Волги и перекочевала к устью реки Воронежа, а затем в Рязанские пределы. Русские рати вышли навстречу. Войско святого благоверного князя Димитрия беспрепятственно прошло через Рязанскую землю и достигло берегов Дона.

Стратегия и тактика великого рязанского князя, стремящегося достигнуть наилучших результатов с наименьшими для княжества потерями, была глубоко продуманной. Он во время переговоров с Мамаем и Ягайло о совместных действиях узнал их планы, и, как пишет Б.А. Рыбаков, сообщил о них благоверному князю Димитрию. Академик Б.А. Рыбаков в статье «Куликовская битва» отметил: «Важную весть, какую не могла сообщить степная русская разведка, передал Дмитрию рязанский князь Олег Иванович… его письмо Дмитрию содержало важные и правдивые сведения, определившие весь стратегический расчет московских полководцев. Оказалось, что у Москвы не один явный враг, о котором доносят пограничные разъезды, а два врага. Второй – Ягайло – пробирается по своим землям с запада и вот-вот вольет свои войска в полчища Мамая».

К полю битвы дружины во главе с Владимиром Серпуховским двигались, не торопясь, они прикрывали правый фланг войск святого благоверного князя Димитрия от Ягайлы, двигаясь параллельно его движению. С левого фланга войска не были прикрыты, так как охранять их не требовалось. С этой стороны стояли войска князя Олега Рязанского.

Л.Н. Гумилев отметил, что, не преуменьшая героизма русских на Куликовом поле, немаловажным фактором победы оказалось отсутствие в битве 80-тысячного литовского войска Ягайлы, который опоздал всего на один дневной переход – и не случайно. По договору вступить в сражение он был обязан только при условии соединения с войсками Олега Ивановича. А Олег не стронул с места свои войска. Он «…прииде на рубеж Литовьскый, и ту став, и рече бояром своим: «Аз хощу зде ждати вести, как князь велики пройдет мою землю и приидет в свою отчину, и яз тогда возвращуся во свояси». Он загораживал левый фланг московского войска и стоял на пути Ягайлы к Москве.

Особое значение для нас имеет известие летописца о раскаянии Ягайла в том, что он доверился Олегу и позволил себя обмануть: «Никогда же убо бываше Литва от Рязани учима… ныне же почто аз в безумие впадох», – приводит слова Ягайла Никоновская летопись. Ягайло правильно все понял, он увидел, что обманут, и, по словам Никоновской летописи, «побежа назад, никимже гоним».

Средневековый автор А. Кранц писал о нападениях на возвращавшиеся московские войска литовцев. Воины князя Ягайло напали на русские обозы и перерезали раненых. Литовский князь Кейстут, возмущенный этой расправой, отстранил Ягайло от престола.

Кроме летописных записей, памятником, близким по времени возникновения к событиям, является «За-донщина» Софония Рязанца. В ней в перечне убитых бояр разных городов указано 70 бояр рязанских (а каждый из них был со своим отрядом!) – много больше, чем от любого другого города.

Результатом союзнических отношений в эпоху Куликовской битвы стала «Договорная Грамота (1381) Великаго князя Рязанскаго Олега Ивановича с Великим Князем Димитрием Иоанновичем и братом его князем Володимером Андреевичем: о бытии им в дружбе и согласии; о управлении всякому своими землями, по старым грамотам и рубежам; о незаключении ни с кем мира, а паче с Литвою и Татарами, без общаго согласия; о взаимном вспоможении противу общих их неприятелей…».

В 1382 году на Русь пришел хан Тохтамыш. После разорения Москвы он «огнем пожже» и Рязанскую землю. Летописи повествуют: «на ту же осень (т.е. в 1382) князь великий Дмитреи Ивановичь посла свою рать на князя Олга Рязаньскаго. Князь же Олег Рязанскыи не в мнозе дружине утече, а землю всю и до остатка взяша, и огнем пожгоша и пусту сътвориша, пуще ему стало и Татарьскои рати». Борьба велась между Рязанью и Москвой с 1382 по 1385 год, и Москва терпела одно поражение за другим. Под 1385 год летописи говорят о захвате великим князем Олегом Коломны – рязанского города, перешедшего к Москве после 1301 года.

Распря между святым Димитрием Московским и Олегом Рязанским, окончившаяся поражением святого благоверного князя Димитрия, вынудила Москву просить о мире. Олег Иванович вначале не соглашался, требовал больших уступок. Тогда святой Димитрий Донской решил отправить к Олегу Ивановичу посольство с мольбой о мире во главе с преподобным Сергием Радонежским. Преподобный Сергий долго беседовал с князем о пользе душевной, о мире и о любви и «кроткими словесы и тихими речьми и благоуветливыми глаголы» смягчил Олега Ивановича. Умиленный душой, Олег Рязанский «взял с князем (Димитрием) мир вечный». И с этих пор князья имели между собою «великую любовь». В 1386 году этот мир был скреплен браком сына великого князя Олега Рязанского Феодора с Софией, дочерью святого благоверного князя Димитрия Донского. Как пишет российский историк Д.И. Иловайский: «Этот мир особенно замечателен тем, что он в действительности оправдал свое название «вечного»: с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками».

Семья князя Олега Рязанского. Олег Иванович, заботливый семьянин, вырастил и воспитал двух сыновей и четырех дочерей. Первой его женой, по преданию, была татарская царевна. После ее смерти супругой князя стала Евфросиния (Евпраксия) Ольгердовна Литовская (05.12.1404+). Историки, опираясь на документальные свидетельства, единодушно отмечают любовь Олега Рязанского к супруге Евфросинии, с которой рука об руку он прошел весь земной путь, и к детям: Агрипина – с 1377 года замужем за Иваном Титовичем Козельским; Алёна – замужем за Юрием Святославичем Смоленским; Фёдор (1427+) – великой князь Рязанский (1402-1427); Родослав (1407+); дочь – замужем за Владимиром Пронским; Анастасия – замужем за Дмитрием-Корибутом Ольгердовичем, князем Новгород-Северским и Збаражским. Великий Рязанский князь был щедр и к своим зятьям.

Посещение преподобного Сергия имело глубокое влияние на всю последующую жизнь Олега Рязанского. Он полюбил пребывание в монастырях и монашескую жизнь. Однажды князь Олег Иванович и супруга его Ефросиния в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой, повстречали двух живших там монахов – отшельников Василия и Евфимия Солотчинских, поразивших князя своей духовной высотой. Возможно, в память этой встречи князь Олег заложил на этом месте обитель. Монастырь был основан в 1390 году. Тогда же епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега Ивановича в монашество с именем Ионы.

Инок Иона часто пребывал в Солотчинской обители и трудился как простой послушник, усердно подвизаясь о своем спасении и благоугождении Богу, украшая себя плодами Духа Святого. Веригами, добровольно возложенными на себя князем-подвижником, стала его кольчуга, которую он постоянно носил под монашеским облачением.

Жалованные грамоты князя Олега Рязанского свидетельствуют о построении им на Рязанской земле многих церквей и монастырей.

Олег Рязанский, став монахом, не оставлял светского, княжеского сана, продолжая нести крест князя-воина, имел горячее попечение об интересах земли и народа, данных ему Господом. В договорных грамотах конца XIV века впервые приводятся названия многих рязанских городов, что указывает на активную созидательную деятельность князя. Обширное строительство, конечно, велось, в первую очередь, в Переяславле Рязанском, ставшем при князе Олеге столицей княжества.

В девяностые годы XIV века великий Рязанский князь Олег Иванович по силе стал равен самым могущественным князьям Руси. Он расширил и укрепил границы княжества, возвратил земли, захваченные литовским князем Витовтом, в 1400 году отвоевал у литовцев Смоленск, куда посадил на княжеский стол своего зятя Юрия Святославича.

5 июня 1402 года великий Рязанский князь Олег Иванович скончался. Перед смертью принял схиму с именем Иоаким и завещал похоронить себя в Солотчинском монастыре. Не прошло и трех лет, как скончалась и супруга великого князя Олега Рязанского Евфросиния (в иночестве Евпраксия). Согласно монастырским летописям, ее кончина произошла 5 декабря 1405 года. Погребли инокиню Евпраксию также в Покровской церкви рядом с ее супругом.

После закрытия монастыря, в 1923 году, честные останки князя Олега Рязанского и его супруги были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошел в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах музей начал проводить частичную реставрацию некоторых зданий.

13 июля 1990 года состоялась передача честной главы благоверного князя Олега Рязанской епархии. Эта передача произошла благодаря мудрости и деликатности рязанского архиепископа Симона (Новикова), который сумел создать удивительно теплые отношения между епархией и краеведами, между светской и духовной властями. Перед святыней была отслужена торжественная панихида, а потом ее с честью перевезли в Иоанно-Богословский монастырь и выставили на поклонение. 26 ноября 1994 года Солотчинский Рождества Богородицы монастырь был возрожден как женский. Стараниями его первой наместницы, игумении Варвары (Самариной), и насельниц обитель начала восстанавливаться. Здесь вновь зазвучала молитва и наладилась монашеская жизнь.

22 июня 2001 год из Иоанно-Богословского монастыря в Солотчинскую обитель передали главу князя Олега Рязанского. С этого дня наблюдалось мироточение и благоухание от честной главы князя Олега Рязанского. Так вернулся великий рязанский князь в основанную им обитель. Несколько недель в соборе Рождества Пресвятой Богородицы монастыря от раки с мощами подвижника веры и благочестия исходило неземное благоухание.

На Рязанской земле благоверный князь Олег в течение многих веков почитался как святой. Многие страждущие притекали к мощам князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя Олега пред Престолом Божиим помогает при пьянстве и «падучей» (т.е. эпилепсии).

С.Д. Яхонтов в своем докладе, посвященном 500-летию преставления князя Олега Ивановича, подчеркнул, что «Рязань обязана своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; в самые тревожные времена на Руси он умел оберегать и защищать свой народ… Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».

Рязанцы хранят в своем сердце дорогое имя князя Олега Ивановича. После 1626 года на эмблеме Рязанской земли впервые появилась фигура князя-воина. Народное сознание сразу связало это изображение с именем Олега Рязанского.

В 2011 году в Лаборатории антропологической реконструкции была сделана реконструкция облика Великого князя Рязанского Олега Ивановича. По согласованию с Рязанской епархией череп князя на время реконструкции был изъят из усыпальницы в монастыре. Бюст Олега Ивановича Рязанского, кольчугу весом 7,5 кг, которую он в качестве покаяния, не снимая, носил все последние годы жизни под одеждой, и другие артефакты, связанные с личностью князя и эпохой его правления, можно увидеть в постоянной экспозиции «От Руси к России» в Рязанском Кремле.

16 мая 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Собор Рязанских святых было внесено имя благоверного великого князя Олега Иоанновича Рязанского, в схиме Иоакима. Символично, что это событие свершилось в день рождения преподобного Сергия, с которым Рязанский правитель, ныне прославленный в лике святых, встречался при жизни и которого он глубокого почитал.

Источники:

– Благоверный князь Олег Рязанский: https://azbyka.ru/days/sv-oleg-vo-svjatom-kreshhenii-iakov-rjazanskij

– Олег Рязанский: Князь, воин, монах: https://dzen.ru/a/ZG29PrDjvQmEqByK

– Благоверный великий князь Олег Рязанский:

http://www.rv.ru/content.php3?id=8626&ysclid=ltx5qoee5s157723969

– Мудрый правитель Рязани:

https://portal-logos.ru/index.php/svyatyni-zemli-ryazanskoj/ryazanskie-svyatye/item/1266-mudryj-pravitel-ryazani?ysclid=ltx64rdkd618027953

Андреев А., Корсакова В. Рязанские князья // Русский биографический словарь: В 25 томах. – Пг, 1918

– Евгений Поселянин. Святые вожди Земли Русской. – М.: Олма Медиа Групп, 2013. – 400 с.

 

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;

С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.

18 / 06 / 2024

Показать обсуждение