«Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Владимире, тако и с супружницею твоею, прехвальною Агриппиною, в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся. С нимиже молитеся Господеви сохранити без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем» / Тропарь глас 8 |
«Мира сего княжение и славу временну помышляя, сего ради благочестно в мире пожил еси, Владимире, купно и с супружницею твоею, премудрою Агриппиною, милостынею и молитвами Богу угодивше. Темже, и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся сохранити град же и люди, иже вас славящих» / Кондак, глас 8 |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Святые воины Земли Русской», посвящённая святым воинам, жертвенно послужившим Богу, ратному делу и Отечеству.
Очередной материал рубрики «Святые воины Земли Русской» посвящается святому благоверному князю Владимиру Ржевскому (до 1178-15/28.07.1226).
Особое место в сонме русских святых занимают благоверные князья. В праздновании их памяти прославляются не властные полномочия, которые они имели в земной жизни, не родовитое происхождение, а подвиг веры, который запечатлен в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры. Одним из ярких примеров жертвенного княжеского служения был святой благоверный князь Владимир Ржевский.
Святой благоверный князь Владимир Ржевский – сын Мстислава Ростиславича Храброго, брат Мстислава Мстиславича Удалого, брат святой Феодосии, матери благоверного князя Александра Невского (+1263; память 23.11/06.12), князь Псковский (1208-1212, 1215-1222) и Ржевский. По другим источникам, он был сыном Всеволода Большое Гнездо. Святая Агриппина (23.06/06.07) была женой благоверного князя Владимира. Память святого благоверного князя Владимира Ржевского празднуется 15 июля (28 июля по новому стилю) в день преставления, а 30 июня (13 июля по новому стилю) – в Соборе Тверских святых.
Святые благоверные князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские издревле почитались в городе Ржеве. Они были погребены в Ржевском соборном храме. Над их могилами, расположенными рядом, до 1745 года сохранялась гробница. Город Ржев в древности назывался Ржевою Владимировою по имени своего первого князя, святого Владимира. По преданию, колодец около городского собора выкопан благоверным князем.
Будучи князем Псковским, Владимир участвовал в 1216 году на стороне брата Мстислава в ряде сражений (в частности, ходил походом к Ржеве), а также в междоусобной битве на Липице. В 1217 году, после ухода Мстислава Мстиславича из Новгорода на юг, в Галич, произошел, видимо, раздел Торопецкой вотчины Мстиславичей, в ходе которого Владимир получил ее восточную часть с Ржевой. В 1226 году князь Владимир Мстиславич еще раз защищал области Торопецкую и Смоленскую, а значит и Ржев, на этот раз от литовцев, в битве под Усвятом. Это последнее упоминание о нем в летописных источниках.
В XVI веке Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой в отличие от расположенной северо-западнее Ржевы Пустой. Возможно, к этому времени относится начало местного почитания святых князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских.
Существуют лишь некоторые летописные известия о князе Владимире Мстиславиче Ржевском. В 1180 году, умирая, отец князя Владимира Мстислав Храбрый поручил молодого княжича воеводе своему Борису Захарычу. А уже в 1208 году Владимир княжил во Пскове, командуя псковичами и новгородцами в сражениях с литовцами, по поручению старшего брата Мстислава Удалого защищал Великие Луки. С этого времени и Великие Луки числили его своим князем.
Однако в 1213 году Владимир был изгнан из Пскова. В это время он начал управлять небольшой областью в Латвии. Здесь в его честь был назван город Валмиера. Под его влиянием был заключен мир между Ливонским епископом и Полоцким князем. С 1214 года он вновь княжил в Пскове. Братья Мстиславичи наряду с воинским искусством и храбростью проявляли и милосердие к побежденным.
Древнее почитание Ржевских святых, несомненно, подтверждается и тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володимиров, а также древним преданием о том, что и по успении святой князь Владимир, являясь на белом коне, продолжал защищать город от иноземных войск. Святые князь Владимир и княгиня Агриппина, согласно традиции, на иконах изображаются в паре, предстоящими в молении облачному Спасу. Князь Владимир с открытой головою, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная, поверх нижнего платья в красной ферязи, подбитой мехом; на княгине Агриппине надет красного же цвета плащ, голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи; нижняя часть у них одежда зеленого цвета и как та, так и другая разделаны золотом; внизу представлены цветы и деревья.
Источники:
– Первые святые Ржевской Земли:
https://web.archive.org/web/20160915132752/http://ruvera.ru/articles/pervye_svyatye_rjevskoiy_zemli
– Владимир Ржевский: https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-rzhevskij
– Благоверный князь Владимир Ржевский: https://proza.ru/2024/04/12/363
– Святой благоверный князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские:
https://tvereparhia.ru/news/svyatye-blagovernye-knyazya-vladimir-i-agrippina-rzhevskie/
– Владимир и Агриппина: https://www.pravenc.ru/text/159124.html
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;
С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.