«Отечество и славу княжения твоего оставил, Князю смирения, Христови, усердно последовал еси, преподобне отче наш Николо; тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси, идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно» / Тропарь, глас 2
«Вся красная мира сего и тленное богатство нивочтоже вменив, обогатился еси многими чудесы и знамении от Христа Бога, Емуже в веселии предстоя, поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти: радуйся, Николо пречудне» / Кондак, глас 8
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Святые воины Земли Русской», посвящённая святым воинам, жертвенно послужившим Богу, ратному делу и Отечеству.
Очередной материал рубрики «Святые воины Земли Русской» посвящается святому преподобному Николе Святоше, Черниговскому и Печерскому князю (около 1080 – 14/27.10.1143).
Особое место в сонме русских святых занимают благоверные князья. В праздновании их памяти прославляются не властные полномочия, которые они имели в земной жизни, не родовитое происхождение, а подвиг веры, который запечатлен в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры. Одним из таких ярких примеров жертвенного княжеского служения был святой преподобный Никола Святоша, Черниговский и Печерский князь.
Святой преподобный Никола Святоша, Черниговский и Печерский князь – сын Черниговского князя Давида Святославича († 1123), внук Киевского и Черниговского князя Святослава Ярославича, правнук великого князя Ярослава Мудрого. Святоша (названный так за свое благочестие, в миру Святослав) при крещении был назван Панкратием. В 1106 году принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре под именем Николай, став первым русским князем-иноком. Канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобных. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем святым благоверным Всеволодом-Гавриилом († 1138).
Память святого преподобного Николы Святоши, Черниговского и Печерского князя празднуется 14 октября (27 октября по новому стилю) в день преставления.
3 марта (16 июня по новому стилю) – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста. В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября (11 октября) в соответствии с совершаемым 28 августа (10 сентября) празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер.
22 сентября (5 октября по новому стилю) – в Соборе Тульских святых. Празднование соборной памяти всех святых, в земле Тульской просиявших, было установлено 3 июня 1987 года по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). День празднования был приурочен ко дню памяти преподобного Макария Жабынского и Белевского. Чтобы установить имена всех подвижников, имевших прямое отношение к Тульской земле, под руководством архиепископа Тульского и Белевского Максима была проделана большая исследовательская работа. Архиепископ Максим составил службу Собору Тульских святых, ко дню празднования написана специальная икона. Вверху ее – Казанская икона Божией Матери – святыня города Тулы, поддерживаемая Ангелом, справа и слева – святитель Николай Чудотворец и преподобный Макарий Жабынский. Ниже – Всехсвятский кафедральный собор, который окружают изображения святых земли тульской.
28 сентября (11 октября по новому стилю) – в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, т.е. после 21 сентября (4 октября по новому стилю). Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году.
В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября (11 октября по новому стилю) в соответствии с совершаемым 28 августа (10 сентября по новому стилю) празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. Кроме перечисленных ниже святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминается (песнь 9) святитель Дионисий Суздальский. Кроме преподобных, упомянутых в службах, в описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобного Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой досточке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн. Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе Службы на 28 сентября об этом сказано так: “Восхвалити по единому, кто возможет, святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша…”
10 октября (23 октября по новому стилю) – в Соборе Волынских святых. Празднование совершается в воспоминание о воссоединении Почаевской Лавры из унии в православие 10 октября 1831 года. Великими и знаменательными чертами запечатлена история православной церкви на Волыни. Современная первоначальному просвещению славян еще от времени святых Кирилла и Мефодия, она в течение многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий: тяжелые смуты княжеских усобиц, жестокое татарское иго, преследования со стороны поляков, латинян и униатов.
Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах († 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского († 1123), в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем, святым благоверным Всеволодом-Гавриилом († 1138).
17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя.
Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Врач преподобного, Петр, доказывал князю-подвижнику, что подвиг такого послушания повредит его здоровью. Но внезапно врач сам заболел и исцелился лишь по молитвам преподобного Николая. Тогда Петр постригся в монахи.
Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Святой Никола был усердным миротворцем. В 1142 году он примирил Черниговских князей с великим князем Всеволодом.
Вскоре после кончины святого († 14.10.1143) тяжело заболел его родной брат князь Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу преподобного. Изяслав надел ее и исцелился.
Мощи преподобного Николы Святоши нетленно почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Святой Никола Святоша почитается как чудотворец.
Источники:
– Преподобный Никола Святоша, Черниговский и Печерский князь https://azbyka.ru/days/sv-nikola-svjatosha
– Никола Святоша https://drevo-info.ru/articles/7559.html?ysclid=m2p5seecub669389649
– Преподобный Никола Святоша, Черниговский и Печерский князь https://sedmitza.ru/lib/text/437783/
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;
С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.