«В любви к братии живущего тебя увидел ненавистник (диавол) и победил тебя, обратив во вражду, но знающий твои прежние труды Источник любви – Господь, снова переменил тебя к братолюбию, в нем ты и жил дальше, Богоугодный. Молись о нас, чтобы мы жили братолюбно»
/ Тропарь преподобному Титу, пресвитеру Печерскому, глас 1 |
«Гордость ума – это бесовская болезнь, ибо человек, пораженный ею, считает, что он велик, что он умнее других и более не нуждается в советах и помощи кого-либо. Преблагий Бог да сохранит нас от этой страсти и болезни бесовской!»
/ Старец Клеопа (Илие) |
«Если кому случится умереть во вражде, то такового ожидает неумолимый суд»
/ Святой преподобный Ефрем Сирин |
В рамках проекта «Ратное служение России» полагается начало рубрике «Святые воины Земли Русской», посвящённой святым воинам, жертвенно послуживших Богу, ратному делу и Отечеству.
Очередной материал рубрики «Святые воины Земли Русской» посвящается воину и святому преподобному Титу Печерскому (XII век – 11.03.1190+).
Святой преподобный Тит Печерский – воин, пресвитер, монах Киево-Печерского монастыря, святой преподобный Русской Православной Церкви.
Преподобный подвижник жил в двенадцатом веке. Это было не спокойное для Руси время монгольского ига. Да и княжеские междоусобицы еще не стихли окончательно. О жизни преподобного Тита до монашеского пострига известно только, что был он воином и служил в войске одного из князей. Молодой воин отличался храбростью и мужеством. Как сообщает житие преподобного – в сражении он был тяжело ранен и буквально чудом избежал смерти. Оправившись от раны святой Тит решил оставить службу у князя. Он направился в Киево-Печерскую обитель, где когда-то подвизались преподобные Антоний и Феодосий. Нужно сказать – тогда воины не редко уходили в монастырь. Известен пример воинов-иноков Пересвета и Осляби, подвизавшихся в обители преподобного Сергия Радонежского. Приняв монашеский постриг, преподобный Тит с таким же усердием, с каким служил он князю, стал служить и Небесному Владыке – Господу Иисусу Христу. Мужественно переносил он лишения и тяготы жизни в монастыре, воздавая постоянное благодарение Богу за свое спасение. Преподобный Тит исполнял различные монастырские послушания, став примером для других иноков обители. Но не обошлось и без искушений, одно из которых – ссора с ближайшим другом диаконом Евагрием. Гневом и ненавистью были так омрачены их сердца, что они не могли даже взглянуть друг другу в лице, и поэтому всячески старались избегать один другого. Когда один шел в церкви с кадильницей, тогда другой убегал от каждения; если же один не отходил, то другой проходил мимо него, не покадив. В столь греховном мраке они пребывали долгое время, так что, по диавольскому внушению, даже дерзали возносить Божественные дары и причащаться их, не примирившись друг с другом, не испросив прощения друг у друга. Много раз просила их братия примириться, но они и слышать не хотели.
В Патерике Киево-Печерском (сборник рассказов об основании монастыря и житий его первых насельников), в «Сказании о двою брату, о Тите попе и Евагрии диаконе, имевших между собой вражду», входящем в состав послания епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому, об этом угоднике рассказывается следующее: «Тит был очень дружен с диаконом Евагрием, но вскоре дружба эта перешла во вражду. Через некоторое время Тит тяжело заболел и, лежа уже на смертном одре, послал за Евагрием, ища с ним мира; но Евагрий отказался идти на мир и еще более злословил на Тита. Тогда Печерская братия насильно привела диакона к умирающему. Напрасно Тит со слезами просил прощения у Евагрия: «Прости меня, брат, ради Господа за то, что я оскорбил тебя гневом своим», но последний остался непреклонен и объявил перед всеми, что он ни теперь, ни в будущем не простит пресвитера. Но едва диакон вымолвил эти слова, как упал мертвым, а Tит в то же время выздоровел. Когда братия спросила у Тита, что произошло, он сказал: «Во время болезни я, еще одержимый гневом, видел, как ангелы отступили от меня. Они горько рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата. Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у диакона Евагрия прощение. Когда вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, то я увидел, что некий немилостивый ангел пламенным копьем ударил Евагрия и тот упал бездыханный. Тот же ангел затем подал мне руку, поднял меня, и я встал совершенно здоров».
Братия, услышавши такой рассказ из уст преподобного Тита, в ужасе повторяла слова: «Оставите, и оставится вам, яко всяк гневайся на брата всуе повинен есть суду» (Евангелие от Матфея, 5:22). Много плакали также иноки о погибшем брате Евагрии. После такого вразумления со стороны Промысла Божия иноки Печерской обители стали блюстись гнева прощая друг другу всякое слово обидное, памятуя слова Ефрема Сирина: «Если кому случится умереть во вражде, то такового ожидает неумолимый суд». В особенности же сильно подействовал этот печальный случай на самого пресвитера Тита. Видя, как за примирение с братом своим он получил не только прощение греха своего, но и телесное здравие, он более уже не думал гневаться на кого-нибудь, но усвоил себе постоянную любовь к братии. Преподобный Тит после этого всегда помнил слова Писания: «Солнце да не зайдет во гневе твоем. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:7-8). Он стяжал себе такое миролюбие, что на нем истинно исполнилось изречение апостола: «Несть царствие Божие пища или питие, но правда и мир» (Послание к Римлянам.14:17). Посему и на небеси преподобный Тит сподобился получить успокоение, которое обещал Бог любящим Его и хранящим Его заповеди. Святые мощи его почивают в одной из Киевских пещер.
Преставился преподобный Тит не ранее 1190 года. Он был погребен в монастыре, а впоследствии причислен к лику святых. Мощи Тита Печерского почивают в Антониевой пещере. Память его кроме 27 февраля (11 марта по новому стилю; переходящая), совершается 28 сентября с Собором преподобных Ближних пещер (11 октября) и во 2-ую Неделю Великого поста вместе с Собором всех преподобных отцов Киево-Печерских (31 марта, переходящая).
Какое наставление мы должны извлечь из слышаннаго? Не одно, а три. Первое: каждый избирай себе друга не торопясь и осторожно, обдуманно, как и советует Иисус сын Сирахов: если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании, и не скоро вверяйся ему (VI, 4). А если замечаешь в друге измену, то удались от него без ссоры, не открывая вверенной тебе тайны. Иначе вместо дружбы возникнет ненависть и злоба, по действию врага, как у Тита и Евагрия. Второе: если начнется ссора и брань, то старайся прекратить их возможно скорее, в самом начале, искренним примирением с врагом, простив от души все его обиды. Вы скажете: тяжело прощать обиду, трудно ее забыть? Будем уверены, слушатели, – Кто учит прощению обид и молитве за врагов, Тот силен помочь нам и в этом спасительном деле. Будем только молиться усердно о том, чтобы Господь помог нам безропотно претерпеть обиды и дал силу душе нашей простить врага нашего и полюбить его, как брата нашего во Христе, который не сам собой, но по действию врага нашего спасения, диавола, сделал нам зло. Третий урок, который можно извлечь из жизни преподобного Тита Печерского, состоит в том, что нужно всегда помнить о том, что смерть может неожиданно постигнуть всякого человека, как это случилось с диаконом Евагрием. Обыкновенно, молодые отлагают мысль о смерти и приготовление к часу смертному до старости. Но если они свое приготовление полагают в покаянии (как и следует): то откладывать это дело слишком непрочно для успеха дела. Кто до 60 и 70 лет не жил с Богом, кто совсем не был знаком с христианскою жизнью: тому как трудно вдруг наставить себя по духовному!
Источники:
– Житие преподобного Тита Печерского: https://azbyka.ru/days/sv-tit-pecherskij
– Житие преподобного Тита, пресвитера Печерского:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/192
– Преподобный Тит, пресвитер Печерский: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/russkie-svjatye/83
– Поучение. Преподобный Тит Печерский: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/9_38
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;
С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.