«Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, града Москвы и державы Российския крепкое ограждение, раздоров и нестроений искоренителю, благоверный княже Данииле, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче»
/ Кондак 1-й |
«Явился еси в стране нашей, яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защитетель. Моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша»
/ Тропарь, глас 3-1 |
В рамках проекта «Ратное служение России» полагается начало рубрике «Святые воины Земли Русской», посвящённой святым воинам, жертвенно послуживших Богу, ратному делу и Отечеству.
Очередной материал рубрики «Святые воины Земли Русской» посвящается святому благоверному князю Даниилу Московскому (11/12.1261 – 04/17.03.1303).
Особое место в сонме русских святых занимают благоверные князья. В праздновании их памяти прославляются не властные полномочия, которые они имели в земной жизни, не родовитое происхождение, а подвиг веры, который запечатлен в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры. Одним из ярких примеров жертвенного княжеского служения был святой благоверный князь Даниил Московский.
Святой благоверный князь Даниил Московский – младший из четырёх сыновей прославленного в истории Церкви и Государства Российского святого благоверного великого князя Александра Невского и его супруги, праведной княгини Вассы; первый удельный князь Московский, родоначальник Московской линии Рюриковичей: московских князей, великих князей и царей. Положил начало росту Московскому княжеству. Основатель Московского Данилова монастыря. В 1791 году канонизирован как святой благоверный князь Даниил Московский. Дни памяти преподобного и благоверного князя Даниила: 4 марта (17 марта по новому стилю) – в день преставления святого князя, 30 августа (12 сентября по новому стилю) – в день обретения его святых мощей, 4 сентября – в Соборе Московских святых (переходящая).
Святой благоверный князь Московский Даниил родился в 1261 году во Владимире-на Клязьме, столице Великого княжества Владимирского. В Святом Крещении он получил имя в честь преподобного Даниила Столпника. Мальчик рано осиротел: в 1263 году, возвращаясь из Золотой Орды на Русь, скончался его отец, а вскоре умерла и мать. Опеку над Даниилом взял на себя его дядя – великий князь Владимирский Ярослав (Афанасий) Ярославич Тверской.
В 1272 году десятилетним отроком Даниил вступил в княжение. При разделе отеческого наследия ему, как младшему, досталось более чем скромное наследство – Москва с окрестностями. Но юный князь не роптал. Господь даровал ему другие богатства – сердечную кротость, миролюбие и нестяжательность, и благодаря этим добродетелям еще при жизни князя Москва из бедной деревушки на берегах Москвы-реки превратилась в центр самостоятельного, быстро развивающегося княжества. И хотя до того, чтобы стать общерусской столицей было еще далеко, основы будущего могущества закладывались именно в годы правления святого князя Даниила.
Это время было особенно трудным для Руси – тяжесть монголо-татарского ига усугублялась княжескими междоусобицами. И здесь наиболее ярко проявилась личность князя Даниила как политика, который неустанно стремился к единению и миру на Русской земле. В течение своего тридцатилетнего правления он неоднократно примирял враждовавших князей, поступая так даже и тогда, когда они вооружались и восставали против него. Своих воинственно настроенных братьев святой князь Даниил смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывая их хранить мир и оставить вражду, предотвращать надвигающиеся кровопролития. Однако не всегда удавалось это сделать. В 1293 году великий князь Андрей Александрович, стремясь отобрать великое княжение у старшего брата Димитрия, привел на Русь татарскую орду во главе с ханом Дюденем («дюденева рать»). Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, поскольку сил для отпора у него не было. Все тяготы разорения и разбоя князь разделил со своими подданными. После ухода захватчиков, оставивших на месте столицы пепелище, князь раздал все свое имущество разоренным людям с целью скорейшего восстановления Москвы. И город действительно достаточно быстро поднялся.
Через два года, в 1295 году, князь Даниил вынужден был выступить против «немирного» брата Андрея. Девять дней их войска стояли друг против друга у места, называемого Юрьевым Полчищем, но и здесь стремление князя к миру победило: кровопролития удалось избежать. Князь Даниил простил старшему брату вероломство.
Понимая, что в период ордынского ига сила русских только в единстве, князь Даниил стал одним из инициаторов Дмитровского съезда князей в 1296 году, на котором убедил всех примириться и прекратить внутреннюю вражду.
Иногда все же князь вынужден был браться за оружие. В 1300 году князь Рязанский Константин Романович, заручившись поддержкой одного из татарских ханов, тайно готовился к нападению на земли Московского княжества. Князь Даниил, предупредив его вторжение в пределы своих владений, выступил в поход и у города Переяславля Рязанского разбил неприятеля и захватил князя Константина в плен. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая. Но ни добычи, ни новых земель для Московского княжества он не взял – это была война оборонительная, а не захватническая. Своего принципа – не участвовать в усобицах и не заниматься насильственным захватом соседних земель – князь Даниил Александрович придерживался неукоснительно. Захваченного в плен князя Константина он содержал в Москве достойно, как гостя, оказывая ему соответствующие почести.
За добродетель нестяжания Господь Сам расширил границы его владений. В 1302 году племянник князя Даниила, Переяславский князь Иоанн Дмитриевич, любивший и почитавший своего дядю, умирая бездетным, завещал свое княжество ему в собственность. Князь Даниил не стал переносить столицу в более мощный и густонаселенный Переяславль, а остался княжить в Москве. Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Тогда же к владениям Даниила были присоединены Коломенское и Можайское княжества. Это стало началом объединения русских земель в единую мощную державу со столицей в Москве.
Решительный, умный, дальновидный политик, «хозяин Москвы», благочестивый князь Даниил большое внимание уделял строительству монастырей и храмов. Так, не позднее 1282 года в пяти верстах от Кремля, вниз по течению Москвы-реки, на месте древнего городища (здесь найдены артефакты ΙΙΙ-ΙV веков до нашей эры) князь Даниил основал «первый на Москве» мужской монастырь, в честь своего небесного покровителя Даниила Столпника. Здесь же, а не в Кремле, до 1330 года была архимандрития – церковное управление округой. Данилов монастырь, как это часто бывало в те годы, был также и мощной крепостью на южных границах города.
В 1296 году рядом с Кремлем князь основал еще один монастырь – Богоявленский, что за Торгом, или за Ветошным рядом в Загородье (ныне Китай-город). На Боровицком холме Кремля он построил небольшую церковь во имя Спаса Преображения Господня. Позже на этом месте появится собор Спаса-на-Бору. В 1300 году в Крутицах был построен Архиерейский дом и храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Князь Даниил перестраивал деревянные церкви в камне. Большое внимание он уделял созданию коммуникаций. Построенная при его правлении Большая ордынская дорога объединила различные направления, усилив роль Москвы как перекрестка торговых путей. Много пришлось потрудиться князю, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва.
4 марта (17 марта по новому стилю) 1303 года, на сорок втором году жизни, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, святой благоверный князь Даниил скончался. Он был погребен в основанном им же Даниловом монастыре, на общем монастырском кладбище среди могил простых иноков. Своей святой жизнью князь Даниил заслужил всеобщую любовь, уважение и благодарность современников, оставив после себя память как князя доброго, справедливого и благоразумного.
Святые мощи благоверного и преподобного князя Даниила находились под спудом триста пятьдесят лет – с 1303 по 1652 год. Все это время святой князь сам охранял место своего упокоения. Он неоднократно являлся людям, напоминая чудесами, что именно здесь он почивает.
Святые нетленные мощи благоверного князя Даниила открылись «по некоему бывшему изволению свыше» в 1652 году Было это так: «Царь Алексий Михайлович сам со своим синклитом и по его повелению Святейший Патриарх Никон со священным собором 30 августа 1652 года прибыли из Москвы в Даниловский монастырь и тотчас с благоговением приступили к раскрытию могилы святого, причем оказалось, что святое тело князя Даниила сохранилось целым и неповрежденным и что в то же время явились знамения среди прибывшего народа и немалое число исцелений». Святые мощи были торжественно перенесены с места погребения в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально подготовленной раке напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых и ему было установлено общецерковное празднование. Первая служба святому благоверному князю Даниилу была составлена в конце XVII века монахом Сергием из Переславль-Залесского Троицкого Данилова монастыря и С.Р. Олферьевым.
По монастырской описи 1701 года, рака со святыми мощами князя Даниила стояла в юго-восточном углу собора, перед иконостасом. В 1763 году она была перенесена в арку у левого клироса, между центральной частью храма и северным приделом. Деревянная рака имела серебряный оклад, изготовленный на средства князя Феодора Иоанновича Голицына.
Вместе со всей страной даниловцы претерпели бедствия наполеоновского нашествия 1812 года. И хотя здания монастыря не пострадали, его святыни были осквернены. Унося с собой все ценное, французские солдаты похитили серебряный оклад с раки святого благоверного князя Даниила. Новая серебряная вызолоченная рака для святых мощей князя была устроена по проекту Е. Кафтанникова при архимандрите Геннадии (Барановиче) в 1817 году.
В начале XX века святые мощи князя были в превосходной сохранности. Известный московский пастырь архимандрит Даниил (Сарычев; †2006), который в двадцатые годы прошлого века был послушником в Даниловом монастыре, рассказывал, что один из епископов, участвовавших в то время в переоблачении мощей, говорил ему, что князь Даниил лежит как живой – будто сейчас откроет глаза и встанет. Даже если это было сказано с некоторым преувеличением, можно все же сделать вывод, что мощи князя были нетленными.
У мощей святого князя служились молебны, приносились в дар ценные иконы, серебряные позолоченные лампады, драгоценные бархатные покровы на мощи и на сени над ними – с золотым позументом, с золотыми лавровыми ветвями. Такое почитание, несомненно, основывалось на реальной помощи, которую святой князь Даниил Московский подавал просящим его заступничества. У жителей небольшой Даниловской слободки, находившейся недалеко от монастыря, существовал старинный обычай – перед началом важного дела благословиться у князя: поставить свечку, припасть на колени, помолиться, испрашивая помощи в предстоящем деле, приложиться к святым мощам.
30 августа (12 сентября) 1917 года мощи святого князя Даниила были торжественно перенесены в Троицкий собор. Шествие возглавлял митрополит Московский и Коломенский Тихон (будущий Патриарх). В 1929 году рака со святыми мощами была возвращена в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Наместник архимандрит Стефан (Сафонов) с братией установили ее на прежнем месте, в приделе святого князя Даниила.
В 1930 году обитель была закрыта. 24 сентября (7 октября по новому стилю), накануне празднования дня преставления преподобного Сергия Радонежского, мощи святого князя Даниила были перенесены крестным ходом в находящуюся у самых стен монастыря, приходскую церковь Воскресения Словущего. После этого в течение двух лет, пока еще не арестованная братия продолжала служить в храме, не оскудевал людской поток к раке с чудотворными мощами, паломники приезжали даже из других городов. В 1932 году мощи князя Даниила были увезены, ночью, не известно кем и не известно куда. До сих пор мы ничего не знаем о судьбе святыни. В государственных архивах на сегодняшний день не найдены какие-либо документы, свидетельствующие об изъятии святых мощей преподобного князя Даниила. Есть предположение: чтобы сохранить святые мощи, их спрятали сами даниловские братия.
История частиц святых мощей преподобного князя Даниила, находящихся сейчас в Даниловом монастыре, дает возможность предполагать, что если не все, то некоторая часть мощей была разобрана и сохранялась верующими. Не исключено, что мощи были розданы людям, близким даниловской братии, еще до закрытия монастыря и храма Воскресения Словущего.
Промыслом Божиим после возвращения Данилова монастыря в лоно Русской Православной Церкви, Церкви вернулись несколько частиц мощей святого благоверного князя Даниила. Ныне они почивают в главных храмах обители – Троицком и Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
30 мая 1986 года предстоятель Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополит Феодосий передал Данилову монастырю частицу мощей благоверного князя Даниила, принадлежавшую последнему до закрытия настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому; † 1937). Ковчег со святыней находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.
17 марта 1995 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Даниловой обители частицы мощей ее основателя, долгое время находившиеся у академика Дмитрия Сергеевича Лихачева († 1999). История сохранения этой святыни начинается в одном из северных городов России, где отбывал ссылку архиерей, у которого хранились частицы мощей святого князя. К сожалению, имя архиерея и название города неизвестны.
В 1929 году в ту же местность прибыл в ссылку из Соловков профессор Игорь Евгеньевич Аничков. Ему и передал владыка драгоценную святыню. И.Е. Аничков переправил ее своим родственникам в Ленинград (Санкт-Петербург). Позже он отбыл ссылку и вернулся домой. Незадолго до кончины он передал ковчежец с мощами академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву с наказом сохранить и в благоприятное время передать Церкви. Ковчежец был похож по форме на школьный пенал с неумелым, но благоговейно выполненным изображением святого князя Даниила. Д.С. Лихачев передал святыню протоиерею Иоанну Мейендорфу, который взялся увезти мощи в США с целью более надежной сохранности и обещал вернуть их Русской Православной Церкви в Москве, когда ее положение упрочится.
В 1995 году отец Иоанн исполнил свое обещание. Возвращенные им частицы мощей были помещены в большую раку, установленную на своем историческом месте в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – под северной аркой, ведущей в придел святого князя Даниила. Над ракой, выполненной из металла, установлена резная деревянная сень, изготовленная в архитектурно-художественных мастерских Данилова монастыря. Перед ракой с мощами в храме Святых Отцов каждое утро совершается братский молебен святому князю Даниилу.
В память и почитание святого Даниила Московского определением патриарха Пимена и Священного синода от 28 декабря 1988 года учреждён Орден святого благоверного князя Даниила Московского трёх степеней. В подмосковном Нахабине, которое считается историческим центром инженерных войск ВС РФ, построен храм Даниила Московского, являющегося небесным покровителем инженерных войск ВС РФ. С 18 сентября 1996 года имя князя носит атомная подводная лодка Северного флота.
Источники:
– Благоверный и преподобный князь Даниил Московский:
– Благоверный князь Даниил Московский: https://azbyka.ru/days/sv-daniil-moskovskij
– Благоверный князь Даниил Московский: https://pravoslavie.ru/77930.html?ysclid=ltqd4x3g1d346796879
– Святой благоверный князь Даниил Московский: https://www.pravmir.ru/svyatoj-blagovernyj-knyaz-daniil-moskovskij/?ysclid=ltqd5u4txj420216021
– Евгений Поселянин. Святые вожди Земли Русской. – М.: Олма Медиа Групп, 2013. – 400 с.
– Фильм «Миротворец. Святой Даниил Московский»: Производство Данилова мужского монастыря.
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;
С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.