8 октября в Институте детства под руководством доцента кафедры психологической антропологии была организована студенческая конференция памяти известного психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна, завершившая серию встреч, семинаров и других сентябрьских событий, так или иначе связанных с идеями великого ученого. Сергей Леонидович является одним из основателей российской психологии, заложившим теоретический и методологический фундамент для субъектно-деятельностного подхода и личностно-ориентированной модели образования. Понимание С.Л. Рубинштейном человека и его событийности в его отношениях с миром и Другими в контексте целостного жизненного пути, истории жизни, жизнетворчества, а также поисками своего пути и смысла жизни заложило фундамент философской и психологической антропологии и психологии развития.
Философско-методологическое наследие Рубинштейна давало и дает мощный импульс к развитию различных направлений психологической мысли, но достаточно сложно для понимания студентов. Ключом к открытию теории жизнетворчества Сергея Леонидовича стало медиаискусство, а именно посещение бакалаврами кафедры психологической выставки и некоторыми ее выпускниками выставки «Свободный полет», яркого произведения, объединившего в едином пространстве и временном континууме произведения художников-нонконформистов из коллекции Музея AZ и экспозиции, представляющие киношедевры Андрея Тарковского в сопровождении музыки Иоганна Себестьяна Баха, Кшиштофа Пендерецкого, Николая Каретникова, Эдуарда Артемьева, Ираиды Юсуповой. Выставка – своеобразная трилогия, выраженная в знаково-символических моделях: «Прорыв в прошлое», посвященное 50-летнему юбилею премьерного показа фильма «Страсти по Андрею» и творчеству Поплавского; «Предвидение», позволившее до дрожи испытать ужас Чернобыльской катастрофы выраженной в фотографиях Ивлевой, в картинах панического реализма Петра Беленка и рабочих кадрах из «Сталкера», представляющие «зону» катастрофы как пространство неведомого, непонятого не только во вне, «в мире», но и в себе – путешествие сквозь которое дарит смысл, преобразующий катастрофу в открытие» и, наконец, «Новый полет», позволяющий по-новому взглянуть на Вселенную, увидеть сквозь призму «Соляриса» миры разных людей и вещей в представлениях ярких художников неформального искусства «советского ренессанса» и великого Брейгеля – своеобразного символа настоящего вневременного искусства, столь любимого Андреем Тарковским.
Выставка поразила воображение студентов, позволила ощутить пространство свободного выбора своего пути как «путешествие во времени к новым открытиям» и реальное жизнетворчество; вдохновила на новые поиски. Одним из самых сложных вопросов студентов-выпускников оказываются вопросы: «Как найти свое истинное призвание?», «Как не предать других и самого себя в погоне за успехом в социуме?», «Как уживаются в одном мире, в одном обществе, и даже в одном человеке и жестокость, безрассудство, пороки, и истинные порывы, подвиги и благодетель?”, «Кто на самом деле такой человек, меняющий будущее через реальность?» и многие другие. Важные ключи к ответам на них были получены на семинарах по курсу «Психология понимания в современной медиасреде» (преподаватель Н.Б, Ковалева), часть которых была посвящена герменевтическому разбору двух новелл и фильма об Андрее Рублеве: «Пролог» и «Колокол». Первая новелла дала импульс к постановке вопроса о том, что такое настоящее творчество и через парадоксальные и мощные образа А. Тарковского, задающие противоречия между поступками и словами героя, пафосом полета и его искуственностью, подчеркнутого вызывающей страх музыкой понять, что оно несовместимо с конкурентным противопоставлением себя «Другим» и не может быть сведено к самореализации. «Колокол» раскрыл сложность и духовные опоры пути настоящего художника. Приведем несколько цитат из Эссе юных психологов.
– … творчество не замыкается на желании самореализоваться, прокричать миру, что ты есть и посмотреть на всех свысока. Такое стремление обречено на провал подобно постепенно сдувающемуся и падающему на землю шару. ….
– ….. А про лошадь интересно, что она вначале рядом с Церковью, потом уже на месте, пока Ефим летит, музыка в кадре при этом совсем не воодушевляющая почему – один и вопросов) и после того как с тяжелым и каким-то пустым звуком падает на Землю, мы видим, что конь на месте – уже отдохнул и грациозной иноходью устремляются в путь –вроде как через это режиссер подчеркивает противоестественность задуманного Ефимом, нежизненность, противопоставленность природному, подлинному, настоящему…
– Выставка…дает возможность зрителю поразмышлять, что же на самом деле есть свобода и полет? для меня это название связано с той свободой мысли, поиска смыслов, которой дает нам Тарковский при просмотре картины «Андрей Рублев». Человек как бы летая в медиапространстве находит для себя то, что отзывается в душе и мыслях… Мне запала в душу чья-то умная мысль: «Ощути полет там, где есть возможность сознательного творчества».
– Данный фильм и обсуждение показали мне, что по-настоящему творческий человек не зациклен на себе. Наоборот, он имеет неподдельный интерес к своему народу, стремится понять его, прочувствовать его переживания и отношение к жизни, как и ведет себя Андрей Рублев….
– Я думаю, творчество приносит плоды только после того, как начинаешь по-настоящему жить им и отдаваться ему сполна. Примером этому может служить Бориска или Андрей Рублёв. … каждый автор, стремясь постичь тайны своего дела, невольно узнаёт что-то ранее ему неизвестное, открывает всё новые и новые горизонты
– Главная идея фильма, я считаю это идея, о несокрушимости веры русского человека, который идет к спасению души через страдания. Тарковский показывает, как Рублев, проходит через все свои муки и страсти, через подвиг молчания, но в конце обретает голос, позволяющий создать необыкновенную икону – символ нераздельности и неслиянности в единении, гармонии и творчестве.
-… благодаря фильму про Андрея Рублёва я поняла, что быть ТВОРЦОМ это ещё и умение брать на себя ответственность, не только за себя, но и за тех, кто рядом с тобой. Умение идти на риск, даже тогда, когда все вокруг тебя говорят тебе обратное нужно верить, верить в себя и своё дело, в свои силы и внутреннее чутьё. Нужно гореть тем, что ты делаешь. И не бояться вести за собой людей.
– И несмотря, на различные трудности, уговоры окружающих сделать все по инструкции, Борис продолжает уверенно делать то, что ему кажется правильным и важным (хотя сам внутри испытывает сильное напряжение). И вовсе не для того, чтобы утвердиться среди других, а просто потому, что так он остается в диалоге со своим отцом. В результате, его старания и вера способствуют объединению этих людей в общность, в настоящий коллектив, который создает прекрасный колокол. Именно эту способность в трудные времена вдохновить людей на создание чего-то великого, вечного замечает Андрей Рублев и видит в нем тот свет, который был нужен не только народу, но и ему самому.
– Главная идея фильма, я считаю это идея, о несокрушимости веры русского человека, который идет к спасению души через страдания. Тарковский показывает, как Андрей, проходит через все свои муки и страсти, и за ними следует торжество искусства, духовной силы народа, выразителем которых выступают в фильме Андрей и мастер по литью колоколов Бориска.
Однако, как бы не был убедителен «прорыв в прошлое», свои выборы приходится совершать здесь и сейчас в настоящем, хотя и проектируя собственное будущее, профессионально-психологическое и личное.
Именно в этом контексте оказались востребованы труды С.Л. Рубинштейна о личности, ее жизненном пути, творчестве и духовном становлении. Сентябрь изобиловало интересными и яркими научно- практическими мероприятиями: практически вся группа участвовала в семинаре Сюзетт Боун (PhD, Нидерланды) – всемирно известного психотерапевта, специалиста в области диссоциативных расстройств, организованного стершим преподавателем кафедры психологической антропологии Е.В. Казенной; мастер-марафоне «Психологическое консультирование» Московского института психоанализа; встреча с выпускниками кафедры прошлого года, поступивших в магистратуры центральных вузов Москвы; семинаре-совещании «Лучшие региональные и муниципальные практики в области детства: механизмы поиска, оценки и тиражирования», организованном профессором кафедры Г.В. Семьей; психологических тренингах, квестах и фрагментах СДИ в рамках курса Н.Б. Ковалевой, создававших условия для сотворчества и углубленного понимания друг друга в живой коммуникации и коммуникации, опосредованной художественными и научными текстами. Однако осевыми оказались все же методолого-теоретические семинары Московского общества психологов, посвященные С.Л. Рубинштейну, организованные профессором кафедры Д.Б. Богоявленской и последовавшая вслед за ними студенческая конференция. На семинарах молодым психологам посчастливилось услышать о творчестве и жизни Сергея Леонидовича из уст его самых признанных учениц: д. философ. н., профессором, академиком РАО К.А. Абульхановой-Славской, выступившей с докладом «С.Л. Рубинштейн – ученый и человек» и доктора псих н, профессора, члена РАО Д.Б. Богоявленской, назвавшей свой доклад «Мышление и творчество в «субъектном» ракурсе». В выступлениях было много воспоминаний, живописных деталей, интересных ситуаций. Неизгладимое впечатление произвел рассказ Дианы Борисовны о том, как она выбирала и отстаивала тему и содержание своего диплома, и какое впечатление произвела ее защита в конечном итоге на Сергея Леонидовича.
На самой конференции с большим докладом выступил д. психол. н., лауреат государственной премии профессор И.Н. Семенов, по-новому осветивший многие известные и неизвестные факты из личной и научной биографии Сергея Леонидовича. Особенное внимание привлек рассказ о выборах научного поля деятельности, дружба с Б.Л. Пастернаком и неустанная научная работа в самые, казалось бы, неблагоприятные моменты: войны или гонений, свидетельствовавшая о масштабе личности ученого. Философско- антропологические основания наследия ученого были раскрыты в докладе Н.Б. Ковалевой. Студенты также выступили с докладами (см. программу), в процессе обсуждения которых были прояснены центральные тезисы теории личности юбиляра и определены области сложного, непонятного, многозначного как перспектива следующей совместной работы.
Новость подготовлена Н.Б. Ковалевой и А. Гудковой,
с использованием материалов студентов 4 курса:
Т. Гусевой, А. Ильиной, Д. Леоновой, Д. Фатиховой, А. Черняковой