Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Стена директора ИИиП МПГУ: «“Машина времени” такси–2.0. СССР – Таджикистан и обратно: Жизнь продолжается, разговоры тоже, вопросы остаются»

Стена директора Института истории и политики

Где встретиться с жизнью в наше время? Где окунуться в нее за границами повседневности и обыденности?

Почему я люблю водителей-таксистов из бывших среднеазиатских республик Советского Союза? Потому что мне нужно ехать. Ехать быстро и в назначенное место.

Наши (русские) водители, как правило, – это люди советских поколений, и встречаются они в Москве не так часто. Что их отличает? Они часто личности, и это делает их кем-то больше, чем просто водитель такси, но именно это же часто мешает быстро добраться до цели поездки. Не так редко среди наших водителей встречаются, например, любители классической музыки и радио «Орфей». Результат нашей педагогики и классического воспитания. Я люблю классику, но не всегда мне это хочется слушать в такси. А любители классической музыки и ездят иначе, они соблюдают правила дорожного движения и не спешат. Но ведь это хорошо?! Конечно, если ты никуда не едешь. А если у тебя цель попасть в заданную точку за короткое время, тогда уже не до радио «Орфей» и его любителей. Поездка в такси – это не способ совместного переживания симфонии или оперной арии.

Я стал понимать американцев и их тезис об излишнем образовании.

Кстати, это еще один штрих отличия советского общества от буржуазного, и разных целей в образовании, в его результатах: кому-то нужны компетенции, а кому-то – всесторонне развитые люди.

В такси и на улице я не люблю вступать в беседы и оживленно обсуждать прошлое, настоящее, хорошее и плохое. Конечно, это не самый лучший вариант поведения для педагога. Надо бы живо откликаться, но… Вот именно, что «но»… У нашего педагогического поколения часто встречается то самое «выгорание»… Наговорились, что называется за свою жизнь и продолжаем говорить. А искреннего желания и сил уже не всегда и не на всех хватает.

Вот «образ Ленина» из нашей культуры всегда готов вступить в диалог. Помните?

А что у Вас, товарищ, с сеном для скотины? Какие виды на урожай? Банды не досаждают? Как Советская власть вам помогает? А кулаки как? Середняк сейчас на чьей стороне? Хватает ли вам хлеба? Так, так, так!

Ленин о походе пролетариата в деревню (х/ф Штрихи к портрету, 1967)

Но мы сегодня не «ленины», и ходоки к нам тоже не заходят. Почти. Тут, скорее, новые технологии нашей жизни. Теперь не надо ждать «ходоков», а ты ежедневно встречаешься с ними в интернете и в большом количестве. Они тебе все и доносят об окружающем мире. Причем в избытке.

Даже патриарх Кирилл обратил внимание на эту проблему «опьянения», избытка информационного шума как проблему для несостоявшейся и неокрепшей души:

«Информационный поток надо приостанавливать прежде всего качеством своего присутствия в нем, а это вполне в наших силах. Копать вглубь, не бояться думать серьезно, знать наизусть разные молитвы и псалмы – все это будет хорошим подспорьем в сохранении себя от всепроникающего информационного шума», – добавил предстоятель Русской православной церкви.

Источник

А таксист продолжал задавать мне вопросы.

Таксист (далее – Т.): А что у вас за университет?

– Педагогический.

– Т.: Педагогов готовите? Сейчас не тот студент пошел. Все могут быть студентами. Заплатил – и уже студент. А у меня папа из Таджикистана поступал в 1972 году в Институт стран Азии и Африки в МГУ. Потом в Иране и Афганистане работал. Тогда в Институт в МГУ в его потоке всего 4 человека поступили из 518 поступающих.

 

Здесь, конечно же, нужно лирическое отступление о роли России в модернизации окружающих нас пространств, народов и в истории вообще. И рассказ таксиста – яркий пример де-модернизации нашего исторического и цивилизационного пространства после распада СССР, выведения из истории окружающих нас народов.

Ведь была система в нашем образовании, когда юноша из далекой таджикской деревни поступил в МГУ – и не просто в МГУ, а в очень престижный и профессиональный институт – Институт стран Азии и Африки.

А сын его – шофер в Москве. Это показатель сохранившихся, но деградирующих связей между нами.

 

Т.: А у вас сколько в России вашим поэтам и писателям лет? Когда они стали заметны, появились? В каком веке?

Тут я уже понял, о чем пойдет дальше речь. Всем ведь нужно самоуважение и национальная миссия. Мы называем это в Институте истории и политики МПГУ – позитивная история.

Т.: А у нас поэту Рудаки – более 1000 лет. И памятник ему около МГУ стоит. Слышали про такого?

Справка: 16 декабря 2019 г. в Музее истории востоковедения МГУ имени М.В. Ломоносова прошло торжественное открытие бюста выдающегося поэта средневекового Востока, основоположника литературы на новоперсидском языке, ставшим основой государственных языков Ирана, Таджикистана и Афганистана, Абу Абдуллаха Джафар ибн Мухаммада Рудаки.

Источник

По преданиям, Рудаки сложил около 180 тыс. бейтов (бейт – двустишие в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии), из которых дошло до нас около 1 тысячи. Целиком сохранились 2 поэмы-касыды («Мать вина» и «О старости») и около 40 рубаи (четверостишия). В Иране Рудаки считается основателем новой персидской поэзии, а в Таджикистане – отцом таджикской литературы.

Ну да, Рудаки – это автор Таджикистана, Ирана и многих других, но и наш автор тоже, нашего круга ценностей и занятий, нашей культуры, хоть и далеко отстоящий от нас во времени и пространстве.

Рудаки: Талант и знанья – яркий свет, без них из тьмы исхода нет.

– Т.: А мой отец сначала поступил в университет в Таджикистане, но после первой сессии его отчислили за плохое знание русского языка. Он пошел в армию, выучил русский язык и поступил в Институт Азии и Африки в Москве. А потом приехал в Таджикистан и сделал подарок профессору, который его отчислил.

А это уже о культурной и модернизационной роли армии в нашей стране и цивилизации. Ведь нет у нас более важных и сильных социальных институтов в деле воспитания, чем армия? И одного года для этого явно недостаточно. Армия, как и образование, – это не услуга. Как казалось недавно некоторым.

Ну что же, это действительно заслуга профессора, что у студента так счастливо сложилась жизнь. Почти как в какой-нибудь восточной поговорке, когда негативное становится позитивным, а трагедия – радостью.

Т.: Была дружба между народами. А теперь все ненавидят друг друга!

В 1988 году у меня в учебной группе в политехническом институте в Куйбышеве (Самара) училась русская девушка из столицы Таджикистана – Душанбе. Я спросил у нее про межнациональные отношения в ее городе. Она мне рассказала об очень добрых, родственных отношениях в городе, где нет никаких признаков вражды и неприязни людей друг к другу, а только любовь, дружба и искренность. Через несколько лет у этой девушки изменилось выражение лица, на нем был отпечаток трагедии, которая пришла в Душанбе и Таджикистан. А потом была эпоха «вовчиков» и «юрчиков» – гражданская война 1992–1997 годов. Вспоминаете? Надо помнить все это – это не про эрудицию, а про нашу с вами жизнь.

Кстати, отличия профессионального взгляда историка и повседневного восприятия людьми своей жизни очень хорошо демонстрируются восприятием студенткой отношений между людьми в предвоенной жизни столицы Таджикистана. А еще это демонстрирует важность, хотя бы только профессиональную, понимания человеком, историком окружающей его исторической действительности.

Д.Г. Гутов: «Текст в работе – цитата из писем Ван Гога своему брату Тео. Я люблю эти письма. Сама фраза очень гуманная, говорит о хорошем отношении к людям. Но все это тянется из какой-то прошлой эпохи, когда это было актуально».

Справка: Гутов Дмитрий Геннадьевич – Учился на факультете дошкольной психологии МГПИ им. Ленина (ныне – МПГУ). Художник, теоретик искусства. В МГПИ занимался еще и академическим рисунком на факультете общественных профессий у Михаила Максимовича Кукунова.

Источник

Сегодня часто можно услышать, что это МЫ (Россия) все делали, любили, строили и прочее, а нас не оценили, предали и т.д.

Может быть, и так. Но проблема «старших» и учителей именно в том, что они не могут бросить свою роль просто так, не разрушив все основания культуры, цивилизации и воспитания.

Просто представьте, что вдруг в семье старшие начинают вести себя не так, как учили других, а наравне с младшими поколениями: вам все равно это не надо, вы нас не любите, не уважаете, тогда и мы начинаем жить по-другому. Ничего вы в наследство от нас не получите, все продадим и прогуляем, а вы уж как хотите, так и живите.

Вот у меня под окнами по вечерам-ночам бывает бродит пьяный бывший морпех, который орет на весь двор: Все пропью, но флот не опозорю! В него до уровня подсознания вбили необходимость следовать ценностям и принципам. А у нас сегодня часто это рассматривают как одолжение, которому можно следовать или нет в зависимости от выгоды и настроения. Лучше быть нетрезвым морпехом, чем «сестрой Золушки».

Наш сегодняшний подход к отношениям с бывшими республиками и людьми очень похож на такой путь разрушения культуры, чести и миссии: и все пропьем, и на вас нам плевать, и на ценности («позор») тоже.

Можно, конечно, рационально устроить жизнь не по старшим и младшим, а как сейчас на Западе – холодные, жестокие и бесчеловечные («волчьи») глаза рационализма, когда в детских садах вместо сказок рассказывают откуда и как берутся дети. Это та же самая история разрушения культуры, человеческих оснований воспитания и человеческого становления.

У нас это уже и не выдуманная проблема, когда мы идем из университета, а вокруг легкие стайки девушек общаются на мате. Они не «пацаны», но все же… На эту тему придется говорить снова, но в другой раз.

 

Вспомним как было? Наше общее недавнее…

1970 г. Душанбе. Нурекская ГЭС. Л.И. Брежнев. Таджикистан

Душанбе. Ключи от города (1981)

А можно вспомнить Куйбышев, другие областные города и советский опыт подготовки учительских национальных кадров для союзных республик в разных городах и пединститутах России (РСФСР).

 

Почему важно определение и понимание исторического места общества? Это не просто сегодняшний день и набор ваших пожеланий будущего. Нет, все не так. Совсем не так.

Если вы не понимаете, где и почему находитесь на дороге истории, вы и не знаете, куда двигаться дальше, куда вы идете. Все, кажется, сводится к субъективным желаниям и возможности их достичь.

События недавние в Непале, например, вдруг неожиданно показали степень упрощения нашего исторического и обществоведческого экспертного сообщества, его анализа окружающего мира. И страхи, и анализы чаще всего были придуманными и далекими от действительности. Наши «мыслители», оказалось, судят о действительности по стереотипам советских и антисоветских фильмов.

Руслан Алиев – Таджичка моя, Таджикистан ба пеш (вперед!) (2024)

Такая песня – это, конечно, не «Лебединое озеро» Чайковского, но ничего из ниоткуда и не появится.

Как писал бывший студент факультета дошкольной психологии МГПИ им. Ленина (ныне – МПГУ), художник, теоретик искусства Дмитрий Геннадьевич Гутов:

«В “Диалоге с Эвальдом Ильенковым” он (Михаил Лифшиц – А.А.) писал: “Идеальное в мире есть, но входит оно не через парадную дверь. Любовь скорпионов предвещает Ромео и Джульетту”. Не может природа прыгнуть сразу от космоса к Ромео и Джульетте — просто мы в этой истории попали на период любви скорпионов».

Гутов Д. «Мы в этой истории попали на период любви скорпионов» // Коммерсантъ. 02.03.2018, URL: https://www.kommersant.ru/doc/3557382 (дата обращения: 21.07.2025).

Можно продолжить, что и активно педалируемая сегодня в публичном пространстве тема «мигрантов» – это не русское, не всемирное, не традиционное сознание России, нашей цивилизации, это замена нравственных и смысловых всеобщих вопросов Достоевского рациональными и ограниченными компетенциями человека из мира Адама Смита. А может быть, так и лучше, спрашивают некоторые? Может быть! А может, выгоднее быть немцем или американцем? Тоже может быть. Только, конечно, «выгоднее» всегда быть Иудой в жизни, чем Христом в книжке. Практичнее это. Русские пословицы по-разному, но точно формулировали такую проблему и бессмысленность попыток соединить противоположные и несопоставимые траектории, пути и смыслы жизненных ситуаций. Помните? – «И рыбку съесть, и на елку влезть!». – Но только надо помнить, что проблема смысла жизни – это не про выгоду, это про другое. Надо просто и без затей понимать, что путь Духа не может быть путем «хрустящей булки». Это про другое и переживается иначе. Но ведь хочется комфорта? Хочется. Но на Кресте комфортно не бывает.

Что ответить этим всем «достойным пацанам», певшим песню??? Без шуток. И в статье уже не скажешь об этом открыто, сегодня другой тип разговора нужен и внутри нас. «Детям» ведь не все рассказывают? Несколько веков мы занимались модернизацией народов и территорий, а потом скажем им просто – живите, как хотите, мы теперь отдельно будем жить и вас не знаем? Нет, так не получится. Так же, как не получится теперь просто так убедить в нашей правде, исторической правде. Ее придется и самим сначала обрести в себе и для себя.

Итак, песня. Незатейливо, но искренне. Согласитесь. Интересно, как от всего нашего прошлого, в том числе и поэта Рудаки, мы дошли до такого? Это ведь не только вопрос к ним?

За этими простыми изменениями в культуре, повседневностью, стоят очень большие вопросы и проблемы.

Юрий Антонов – Живет повсюду красота

Бескультурье обладает своей притягательной искренностью, свободой от культуры, и падение происходит также быстро, как полет с горы без парашюта культуры. Пока летишь – это очень здорово. Но влезать обратно, откуда спрыгнул или упал, нужно очень много времени и сил по сравнению с падением, и нет никаких гарантий, что удастся снова взойти на покинутую высоту.

А теперь скажите мне, как и что можно объяснить такому «достойному пацану» на «вульгарной латыни», которая возникла из русского языка после распада Советского Союза? Заметили, в этом новом языке нет падежей? Не про идеи Бахтина или Достоевского вы же будете им и на таком языке рассказывать? Конечно, наши классики тоже «достойные пацаны», но на таком новом языке «Три сестры» А.П. Чехова им не прочитаете и не расскажете, не передадите.

У нас же нет «забора» за Волгой, откуда столетиями приходили «пацаны»? Нам не на кого и не на что надеяться, кроме себя. А они все – «великие народы». А знаете, как «великие» выясняют, кто более великий? Помните из истории? Все это осталось и в наше время, когда исчезают более высокие уровни сознания, культуры, целей, смыслов и всего остального в развитых уровнях культуры.

ВИА «Орэра» – Отговорила роща золотая

Вокальный ансамбль «Орэра» – Над Россией гуси-лебеди летят

Помните, была такая культура, советской называлась, – интернациональная по содержанию, национальная по форме? Это ее отголоски.

Проблема не в словах, музыке или времени. Проблема в культуре. В самом широком смысле этого слова. Но и глубоком одновременно. Можно ли было раньше выложить во всесоюзном масштабе такое – «ты моя таджичка»?

Тема «мигрантов» и русская цивилизация. А вот нельзя так, чтобы ни за кого не отвечать, никому не помогать? Просто жить себе и ни о ком не думать?

Можно. Но только тогда надо вычеркнуть все, забыть все, включая и церковь Покрова на Нерли, и «Троицу» Андрея Рублева, и наш «Интернационал». Тогда эта другая история, где нет ничего. А тогда зачем мы? Зачем все это было? Зачем мы тысячелетия положили на понимание других? А главное, что ничего не будет впереди. Можно было просто не жить.

Государственный гимн Таджикской Советской Социалистической Республики в 1946—1994 гг.

Руси рука на все века

В семью могучую слила советский весь народ.
Над нами новая судьба в лучах зари встаёт.
Мы древней доблестью вновь сердца зажгли,
Повсюду слава гремит родной земли, родной земли.
В государстве таджикском таджик воле гимн поёт.

Чтобы так петь, как в советском таджикском гимне периода СССР – «Руси рука на все века» и верить в это, надо иметь и такую руку, и голову, и душу. Пора обретать себя, чтобы хотя бы с таксистами можно было говорить о бОльшем и важном. И чтобы не было стыдно за все прошлое. Нужна новая «песня о главном».

Браво – Жанна Агузарова – Верю я

Про что новое петь? Ну про то самое – негасимый свет и другое невидимое, но ощущаемое, существующее и главное. Как в песне.

«Советская мечта» и стала в прошлом способом объединить всех вокруг общего, наднационального, негасимого света…

Жанна Агузарова – Звезда (“Музыкальный ринг” 1989)

 

 

 

 

 

05 / 10 / 2025

Показать обсуждение