Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Что такое расстройство аутистического спектра?

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о расстройствах аутистического спектра, особенностях их диагностики и средствах реабилитации.

Расстройства аутистического спектра становятся все более распространенными в последние годы. Обратившись к официальной статистике ВОЗ за 2018 год, мы можем увидеть, что аутизм диагностируется у 1 ребенка из 100. Но, необходимо понимать, что рост заболеваемости в значительной степени обусловлен повышением осведомленности об этом расстройстве и развитием диагностических средств, а не массовым увеличением общего числа случаев аутизма.

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой особую группу различных состояний, которая часто характеризуется проблемами в социальных, коммуникативных и интеллектуальных сферах человека, а также наличием ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов (стереотипий).

Существуют несколько схожих терминов, таких как «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра», которые часто используются как синонимы, что, по своей сути, является неверным. РДА диагностируется у ребенка до 3 лет и имеет сразу несколько диагностических симптомов, чаще всего это: невозможность выражения эмоций, большие трудности во взаимодействии с другими, яркая специфическая реакция на обычные раздражители и нарушение познавательной сферы. В то время, как РАС характеризуется чаще всего одной или двумя менее выраженными аутоподобными чертами, основной из которых будет сложность во взаимодействии с окружающим миром. РАС всегда является следствием неврологического нарушения центральной нервной системы, и определяется как общее расстройство поведения. РАС и РДА хоть и имеют похожую симптоматику, но все же не являются одним и тем же заболеванием.

Научные исследования выявили множество факторов, которые могут повлиять на развитие РАС у детей и взрослых. К ним, в первую очередь, относят генетический фактор и воздействия окружающей среды. Также к возможным причинам можно отнести позднюю беременность, недоношенность, тяжелые заболевания матери во время беременности, употребление некоторых видов лекарственных препаратов, алкоголя и наркотических веществ.

В одном из исследований британского врача Эндрю Уэйкфилда  якобы была выявлена прямая связь между проведением прививки MMR (корь, краснуха, паротит) и развитием у ребенка аутизма. Однако его исследование было проведено с нарушениями этических норм, подтасовкой результатов, а также автор имел финансовую заинтересованность в подтверждении своей гипотезы о связи вакцинации и РАС. В реальности же ни одно из исследований не смогло доказать связь между аутизмом и прививкой MMR, обзор фактических данных выявил, что ни одна вакцина не приводит к повышению уровня этого риска.

В ходе диагностики РАС необходимо учитывать полный анамнез ребенка, физический осмотр, неврологическое обследование и оценку социального, когнитивного и языкового развития ребенка. Получение точных результатов возможно лишь при использовании мультидисциплинарного подхода, для которого необходимо организовать совместную работу врачей-психиатров, психологов, нейропсихологов, логопедов, дефектологов, педагогов.

При обучении детей с аутоподными чертами могут быть использованы специальные карточки PECS. Это один из способов альтернативной коммуникации, который даёт возможность детям выразить свои желания и намерения используя специальные картинки.

Расстройство аутистического спектра по сравнению с детским аутизмом имеет бо́льшие компенсаторные возможности. При правильно поставленном диагнозе и  раннем начале коррекции есть вероятность уменьшить или вовсе устранить нежелательные эмоциональные, поведенческие и когнитивные проблемы, что дает возможность полностью адаптировать ребенка с расстройством аутистического спектра к обществу.

Текст: Анастасия Любаева, студентка 2 курса дефектологического факультета

Редактор: Софья Шустова, студентка 4 курса дефектологического факультета

Картинка: Полина Дорофеева, студентка 1 курса факультета начального образования

Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования

20 / 02 / 2023

Показать обсуждение