Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день памяти мученицы Татианы обратился к верующим с Первосвятительским словом (http://www.patriarchia.ru/db/print/3958136.html). Представляется, что значение обращения Патриарха выходит за пределы собственно православной Церкви. Особую важность оно имеет для нашего университета сегодня.
Патриарх обращается к памяти святой мученицы Татианы, покровительницы российского студенчества, и вспоминает также историю мытаря Закхея (Лк. 19:1-10).
«А есть что-то общее между Закхеем и Татианой?» спрашивает Патриарх. И говорит о том, что это общее – любопытство, любознательность, «И с этой любознательности начинается освоение наук, познание окружающего нас мира.» Две библейские истории «помогают нам понять, что те природные силы, которые вложены Господом в человека, способны подтолкнуть его на великие свершения.»
Природные силы, о которых говорит Патриарх, есть в каждом ребенке. С самого своего рождения ребенок способен к учению и познанию. Он способен учиться и научиться двигаться, ориентироваться в пространстве, понимать обращенное к нему слово и говорить, способен радоваться и печалиться, любить. За первые годы и даже месяцы он научается необыкновенно многому. Его учение замедляется с годами и не последнюю роль в этом замедлении играет система образования. Эта система часто отказывает ученику в праве на любознательность, на продуктивное непонимание, на несогласие. Сегодня мы начинаем вместе с нашими студентами формировать систему образования, построенную на иных принципах.
Патриарх говорит о подвиге ради высшей идеи, ради веры, ради Божией правды, и продолжает: «в течение десятилетий в нашей стране, а если говорить о окружающем нас мире, то и в течение столетий, формировался совершенно иной идеал жизни — никаких подвигов совершать не надо, нужно поступать так, как тебе выгодно. В первую очередь твои усилия должны быть направлены на то, чтобы иметь больше денег, а затем на то, чтобы с умом деньги тратить, получая как можно больше удовольствий и того, что создает комфорт для жизни. Но для того чтобы людей, готовых совершить подвиг, становилось все больше, для того, чтобы идеал подвига во имя ближних своих, во славу Божию становился общим идеалом, нам нужно чаще вспоминать и Закхея с его любознательностью, и Татиану с ее сверхчеловеческой силой.»
Слова Патриарха необыкновенно важны именно для будущих педагогов. Задача педагога, с одной стороны, в том, чтобы помочь развитию учеников, с другой – готовить их к большим и малым подвигам познания. Важны и положения, высказанные Патриархом о проблеме свободы: «свобода заканчивается там, где начинается человеческое безобразие, где начинается пошлость, где начинается разврат, где начинается разрушение нравственной природы человека. И когда мы сегодня говорим о героизме, мы говорим, в том числе, о способности людей жить своим умом, питаться истоками нравственного чувства и быть в состоянии хранить свою веру и нравственное чувство, защищая своих ближних от угроз, в том числе и связанных с терроризмом. Без этого человек никогда не будет способен совершить подвиг и возвыситься до тех высот, на которых со смирением и, конечно, с улыбкой стояла юная Татиана, бросившая вызов пошлости и жестокости того времени.» И наш Университет должен помогать формированию этих способностей в будущих учителях.
Патриарх устанавливается параллель между верой – постижением Трансцендентного и знанием – постижением Мира. Однако в тот же день Патриарх в своем другом выступлении коснулся возможности научного доказательства бытия Бога. Он сказал о том, что вера является итогом индивидуального духовного восхождения, а не логического принятия научного доказательства.
Заканчивая, Патриарх говорит: «Может казаться, что исторически случайно — но у Бога ничего не случайно — именно этот день стал Днем российского студенчества, с которым я вас всех сердечно и поздравляю. Аминь.» Мне показалось важным, чтобы слово патриарха, которое мне довелось слышать вместе с другими московскими ректорами, дало пищу для размышления и другим людям нашего Педагогического университета.
Ректор Алексей Семенов