20 марта 2023 г. состоялось секционное заседание кафедры культурологии «Культурологическое знание в современных образовательных практиках» в рамках проведения VII Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Социально-гуманитарное образование – школа и общество».
Проблемы, обсуждаемые студентами и преподавателями, вызвали большой как научный, так и практический интерес. Дискуссии по поднимаемым вопросам позволили определить актуальные направления будущих культурологических исследований в области образования.
В оффлайн и онлайн форматах заседания секции приняло участие более 40 студентов бакалавриата и магистратуры, было выслушано 23 доклада. В активном обсуждении выступлений участвовали заведующая кафедрой культурологии И.Б. Пржиленская, доценты кафедры Ж.В. Васильева, А.В. Гвоздев, Л.Н. Максимова, Е.М. Шемякина.
В процессе обсуждения докладов стало очевидным, что теоретические наработки студентов-культурологов непосредственным образом связаны с решением практических задач в контексте современного образовательного процесса. Доклады выступающих были посвящены рассмотрению значимых для школьного образования аспектов прикладного культурологического знания.
Большой отклик у слушателей вызвал доклад студентки 5 курса Ахмедшиной Анжелы Радиковны, посвященный влиянию методологической базы прикладной культурологии на технологии преподавания блока экономики на уроках Обществознания. Особый интерес участники конференции проявили к анализу преемственности педагогических технологий античности в рамках современной школы, проведенному студенткой 2 курса Головинской Дарьей Сергеевной.
Выступление студентки 2 курса Фадеевой Аниты Александровны «Влияние этнокультурной картины мира учащегося на образовательный процесс» еще раз показало, что практически ориентированные социокультурные исследования востребованы в полиэтничном пространстве нашей страны, так как позволяют создать условия для выработки и реализации образовательных проектов в сфере сохранения языкового многообразия и поддержания функционирования языков народов России и мира.
Большой отклик у слушателей вызвал доклад студенток 1 курса магистратуры Карапетян Валерии Михайловны и Секретаревой Марии Ивановны, посвященный социокультурному потенциалу аудиальных и визуальных технологий в современной школе. Была проанализирована роль комиксов и подкастов в процессах передачи и усвоения знаний школьниками. Присутствующие на обсуждении студенты бакалавриата отметили, что сами, будучи учениками школы, активно использовали подкасты для систематизации знаний по разным предметам.
Отдельно стоит выделить доклад студентки магистратуры 1 курса Чистяковой Марии Александровны, посвященный анализу культурологического подхода при организации инклюзивной среды. Особое значение при этом имеют методы инкорпорирования детей с ОВЗ в современную социокультурную среду, применяемые в условиях детского оздоровительного лагеря.
Результатом заседания секции можно считать определение действенных методов подачи учебного материала современному школьнику, внедрение в образовательный процесс инновационных разработок, связанных с сюжетно-ролевыми играми, подчеркивания важности цифровых компетенций педагога и ученика в современной системе образования. Следует подчеркнуть важность обращения к личности школьника с учетом условий его формирования и проживания, особенностей здоровья и общего развития.
Отдельную благодарность выражаем организатору технической поддержки работы секции кафедры культурологии студентке 2 курса Трофимовой Полине Владиславовне.
Текст подготовлен доцентом кафедры культурологии
Ж.В. Васильевой