Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Сведения о зачислении и конкурсные списки

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Летняя практика студентов Института педагогики и психологии: преломление теоретических знаний через призму настоящего взаимодействия

Институт педагогики и психологии (новости)

«Душа ребенка – это полная чаша. Каков ее настрой, так и музыка польется. Другого нет у нас пути. Душа ребенка – это мудрость всех веков» – эти слова Шалвы Амонашвили обретают особую значимость в контексте профессионального становления будущих психологов и педагогов. Именно в процессе непосредственного общения с детьми формируется понимание того, что психологические закономерности проявляются не как застывшие формулы, а как живые, динамичные процессы взаимодействия.

Летняя практика представляет собой уникальный период профессионального развития, когда теоретические конструкты встречаются с реальностью человеческих отношений. Психологическая наука, которая базируется на принципах деятельностного подхода, подчеркивает значимость практического опыта в формировании профессиональной идентичности специалиста. Исследования показывают, что именно в процессе настоящего взаимодействия происходит интеграция знаний и формирование тех компетенций, которые составляют основу профессионального мастерства психолога.

В Институте педагогики и психологии особое внимание уделяется подготовке студентов к работе в различных образовательных организациях. И летняя практика становится важнейшим элементом этой подготовки, позволяя будущим специалистам апробировать основополагающие принципы психологической работы в условиях детского коллектива.

Принцип активности, предполагающий вовлечение ребенка в совместную деятельность;

Принцип индивидуального подхода, требующий учета особенностей каждого воспитанника;

Принцип поддержки, основанный на создании ситуации успеха – все эти базовые установки профессионального взаимодействия получают свое практическое воплощение в работе вожатого.

Для понимания специфики этого процесса, мы поговорили со студенткой 2 курса ИПП Валерией Жировой, проходившей летнюю практику в образовательном центре «Чуланчик», который входит в число партнерских организаций МПГУ. Ее опыт иллюстрирует, как универсальные психологические закономерности проявляются в конкретных ситуациях взаимодействия с детьми.

На вопрос о самой неожиданной реакции ребенка при знакомстве Валерия рассказала нам:

«В группе были дети от 6 до 12 лет, привели двух братьев, старшему было 9 лет, он хорошо шел на контакт при знакомстве с вожатыми и детьми, активно участвовал в играх на знакомство, а младшему было 6 лет, он не шел на контакт, избегал детей и вожатых, сидел молча в углу. На обучении нас предупреждали, что такое может быть и что делать, я стала с ним разговаривать и представлять ему каждого из ребенка, постепенно он вышел на контакт со мной, а потом присоединился к ребятам в игры».

Данная ситуация демонстрирует действие принципа постепенности в установлении контакта и важность индивидуализации подхода к каждому ребенку.

Особый интерес представляет вопрос о практическом применении теоретических знаний. Как отметила Лера:

«На дисциплине по вожатской деятельности нам демонстрировали игры на знакомство в коллективе как раз для детей возраста 8-12 лет, я воспользовалась данными играми “Ассоциации”, “Змейка” и так далее, это помогло наладить контакт с детьми в первый день лагеря».

Этот факт свидетельствует о том, что правильно структурированная теоретическая подготовка действительно находит свое воплощение в практической деятельности, подтверждая эффективность образовательного процесса в институте.

Психологический аспект адаптации к новой профессиональной роли раскрывается в ответе Леры на вопрос о том, страшно ли первокурснику идти на практику:

«Я бы ответила так: да, это может быть страшно в первый день, но главное быть собой и помнить правила работы в лагере, и все будет хорошо, а потом вы так привяжетесь к детям, что сами не захотите уходить».

Опыт летней практики в детских лагерях и в том числе и других образовательных центрах, сотрудничающих с МПГУ, показывает, что студенты не просто применяют полученные знания, но и развивают профессиональную интуицию, учатся чувствовать психологическое состояние детей и адекватно реагировать на различные ситуации. Этот процесс соответствует современным представлениям о формировании профессиональной компетентности как интеграции знаний, умений и личностных качеств специалиста. Именно в условиях реальной практической деятельности происходит становление того особого качества, которое можно назвать профессиональным чутьем психолога – способности понимать внутренний мир ребенка и находить адекватные способы взаимодействия с ним.

 

26 / 08 / 2025

Показать обсуждение