- Герой Социалистического Труда (1980).
- Два ордена Ленина (1967, 1980).
- Орден Октябрьской Революции (1974).
- Орден Трудового Красного Знамени (1970).
- Орден Дружбы народов (1986).
- Орден Отечественной войны 2-й степени (1988).
- Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение главной роли в фильме «Тарас Шевченко» и роли Сергея Тутаринова в фильме «Кавалер Золотой Звезды» (1950).
- Ленинская премия (1960) — за фильм «Судьба человека» (1959).
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1977) — за фильм «Они сражались за Родину».
- Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1982) — за исполнение роли кардинала Монтанелли в художественном фильме «Овод» (1980).
- Государственная премия СССР (1984) — за фильм «Красные колокола».
- МКФ в Карловых Варах (1952, Премия актеру, фильм «Тарас Шевченко»).
- МКФ в Локарно (1959, Главный приз, фильм «Судьба человека»).
- МКФ в Москве (1959, Большой приз, фильм «Судьба человека»).
- МКФ трудящихся в ЧССР (1959, Особый главный приз, фильм «Судьба человека»).
- МКФ в Акапулько (1965, Гран-при «Золотая головка Паленке», фильм «Война и мир»).
- МКФ в Венеции (1965, Почётный диплом, фильм «Война и мир»).
- МКФ в Москве (1965, Большой приз, фильм «Война и мир»).
- Конкурс Японской ассоциации любителей кино «Роэй» (1966, «Жемчужный приз» за лучший фильм года, фильм «Война и мир».
- Орден Почётного легиона (1967, Франция)
- Награда американской киноакадемии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (1968) — за фильм «Война и мир».
- Ассоциация кинокритиков Нью-Йорка (1968, Первый приз лучшему иностранному фильму года, фильм «Война и мир»).
- МКФ в Карловых Варах (1970, Спец. приз, фильм «Судьба человека»).
- Премия «Давид ди Донателло» за лучший фильм (1971, Академия кинематографии Италии) — за фильм «Ватерлоо.
- МКФ в Джорджтауне (1976, Почётный диплом, фильм «Судьба человека»).
- МКФ в Карловых Варах (1976, Приз, фильм «Они сражались за Родину»).
- ВКФ (1979, Приз за лучшую мужскую роль, фильм «Отец Сергий»).
- МКФ в Карловых Варах (1982, Приз «Хрустальный глобус», фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»).
- МКФ в Ташкенте (1982, Приз Союза журналистов СССР, фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»).
- МКФ в Ташкенте (1982, Приз Союза журналистов СССР, фильм «Красные колокола. Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира».)
- ВКФ (1983, Приз оргкомитета, фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»).
- ВКФ (1983, Приз оргкомитета, фильм «Красные колокола. Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира»).
- МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1992, Приз «За выдающийся вклад в славянский кинематограф»).
- МКФ в Москве (1995, Приз «За выдающийся вклад в мировое кино XX века»).
25 сентября 2020 г. мы отмечаем 100-летний юбилей легендарного актера, кинорежиссера, сценариста, педагога, Героя Социалистического Труда, Народного артиста СССР, лауреата Сталинской и Ленинской премий, депутата Верховного Совета РСФСР и обладателя кинопремии «Оскар» Сергея Федоровича Бондарчука.
Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 г. в деревне Белозерка (Херсонская область Украины). Его отец Федор Петрович, потомок запорожских казаков, был председателем колхоза. Мама – колхозница, воспитывающая двоих детей, сына и дочь. Спустя несколько лет после рождения сына семья переехала в Таганрог. С детства Бондарчук мечтал стать актером – играть в театре и сниматься в кино, он посещал драматический кружок и участвовал в ученических спектаклях. В 1937 г. Сергей впервые вышел на сцену Таганрогского драматического театра.
Среднюю школу Сергей окончил в 1938 г. в Ейске, куда переехала семья. Здесь он также выступал в драматическом театре. Отец хотел, чтобы сын стал инженером, но Сергей твердо решил поступить в театральный институт. Он отправился в Москву и подал документы в Московское театральное училище при Театре Революции (сейчас Московский академический театр им. Владимира Маяковского). Он не смог поступить, но домой возвращаться не стал, а поехал в Ростов-на-Дону. В местном театральном училище уже закончились вступительные экзамены, но для Бондарчука сделали исключение. Он получил высшую оценку от преподавателя актерского мастерства Алексея Максимова и стал студентом Ростовского театрального училища, где в 1938-1941 гг. будущий режиссер отлично учился, параллельно играя в местном театре. Нонна Мордюкова, дружившая с сестрой Бондарчука, писала: «Мы еще учились в школе, а он уже был студентом театрального училища в Ростове и присылал оттуда фотографии в ролях. В каких – забыла, но всегда на карточках он выглядел красавцем прямо-таки сногсшибательным».
Закончить театральное училище Бондарчук не успел. С началом Великой Отечественной войны он выходил на сцену Театра Красной Армии, который обосновался в то время в Грозном. В 1942 г. Сергей ушел на фронт, участвовал в боях на Северном Кавказе, заслужил медали и боевые ордена.
После войны Бондарчук решил вернуться к актерской деятельности. В 1947 г. во ВГИКе был объявлен дополнительный набор в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Сергей Бондарчук пришел на прослушивание и прочитал отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Получив от приемной комиссии отличные оценки, он сразу был зачислен на третий курс актерского факультета. На курсе Сергей был одним из лучших студентов. Часто его приглашали играть в студенческих спектаклях и выступать на отчетных концертах. Учившийся в те же годы во ВГИКе сценарист Василий Соловьев вспоминал: «Впечатление было поразительным – он не походил на студента. Это был мощный человек, хотя было ему всего, или уже – двадцать семь лет».
В том же году режиссер С.А. Герасимов решил экранизировать роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». В одноименном фильме в числе других учеников режиссера дебютировал Бондарчук, исполнив роль коммуниста-подпольщика Валько. Во время съемок в 1947 г. Сергей Бондарчук женился на исполнительнице одной из главных ролей, однокурснице по мастерской Герасимова Инне Макаровой. После окончания учебы в 1948 г. С.Ф. Бондарчук стал актером «Мосфильма» и играл на сцене Театра-студии киноактера. В 1950 г. у Сергея Бондарчука и Инны Макаровой родилась дочь Наталья, ставшая впоследствии актрисой и режиссером. В 1958 г. супруги расстались.
После «Молодой гвардии» Сергея Бондарчука стали звать в кино – и в 1950 и 1951 гг. он исполнил главные роли в картинах «Кавалер Золотой Звезды» и «Тарас Шевченко». Вышедшая на экраны в 1951 г. картина «Тарас Шевченко» режиссера И.А.Савченко принесла большой успех Бондарчуку. Актер В.С. Лановой писал: «Раскрытием на экране образа Тараса Григорьевича Шевченко Бондарчук заявил себя как победитель и сразу вошел в золотой фонд нашего киноискусства». В 1952 г. на международном кинофестивале в Карловых Варах за роль в этом фильме Бондарчук была вручена премия. В этом же году он был удостоен Сталинской премии первой степени – за исполнение роли Тараса Шевченко, а также роли Сергея Тутаринова в фильме Ю.Я. Райзмана «Кавалер Золотой Звезды» (1950 г.). В мае 1952 г. в возрасте 31 года Сергей Бондарчук стал Народным артистом СССР, минуя звание Народного артиста РСФСР.
В 1955 г. он сыграл доктора Дымова в «Попрыгунье» С.И. Самсонова, кораблестроителя в фильме Ф.М. Эрмлера «Неоконченная повесть» и Отелло в одноименном фильме С.И. Юткевича по пьесе Уильяма Шекспира. В «Отелло» Бондарчук снимался вместе с Ириной Скобцевой, тогда еще студенткой Школы-студии МХАТ. Фильм участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и получил приз за лучшую режиссуру. В 1959 г. Бондарчук и Скобцева поженились. Вместе они прожили больше тридцати лет. Их дети продолжили семейную традицию: дочь Алена Бондарчук – актриса, сын Федор Бондарчук – актер и режиссер.
С 1959 г. С.Ф. Бондарчук – режиссер на киностудии «Мосфильм». Как кинорежиссер он дебютировал с фильмом «Судьба человека». Еще в 1956 г. Михаил Шолохов опубликовал в газете «Правда» свой рассказ «Судьба человека». Вскоре Сергея Бондарчука пригласили озвучить его для программы Всесоюзного радио. Исполнение артиста услышал сам Шолохов и прислал Бондарчуку телеграмму, в которой написал: «Теперь я не представляю другого артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал». В это время Бондарчук как раз решил попробовать себя в режиссуре. Он искал подходящий сценарий и в конечном итоге решил остановиться на «Судьбе человека». В Союзе кинематографистов Бондарчуку долго не давали разрешения на съемки, считая его хорошим актером, но сомневаясь, что он может снять достойный фильм. В июле 1958 г. режиссер приступил к съемкам фильма. Отсняли картину всего за семьдесят четыре дня. Фильм «Судьба человека», где Бондарчук исполнил роль Андрея Соколова, вышел на экраны в 1959 г. Его посмотрело около 40 миллионов человек. На советских и международных кинофестивалях «Судьба человека» удостоилась наград, среди которых призы на конкурсах в Москве, Мельбурне и Сиднее. В 1960 г. за эту ленту Сергей Бондарчук стал лауреатом Ленинскую премию.
Вскоре после успеха «Судьбы человека» министр культуры СССР Екатерина Фурцева предложила Сергею Бондарчуку и Ивану Пырьеву экранизировать роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир». Иван Пырьев снимать картину отказался, а Бондарчук ради этого фильма отложил работу над экранизацией чеховской повести «Степь».
В 1962 г. Сергей Бондарчук приступил к экранизации фильма. Сценарий для эпопеи Бондарчук написал совместно с Василием Соловьевым. Режиссер говорил: «Надо, чтоб все поняли – не себя при помощи Толстого мы хотим показать, а при помощи средств кино хотим выразить то неповторимое, что Толстой открыл в литературе». Он долго подбирал актеров для фильма и устраивал длительные пробы. Сам Сергей Бондарчук сыграл роль Пьера Безухова. Василий Соловьев вспоминал: «Сергей был убежден, что Пьер – это и есть картина. Он – ее звучание. Все понимание Толстым и жизни, и Бога идет через Пьера… В итоге ему пришлось самому и Пьера играть, и “от автора” толстовский текст читать». Музыку к фильму написал композитор Вячеслав Овчинников.
Съемки эпопеи продолжались около шести лет. Свои серии «Войны и мира» Сергей Федорович, подобно Толстому, создавал постепенно, выверяя каждую сцену. В работе он стремился к достоверности и точности, поэтому консультировался с историками и учеными, брал реквизит из музеев. Картину отличали грандиозные батальные сцены с многотысячной массовкой. Специально для фильма был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк. В сценах Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений участвовало около ста тысяч солдат, среди которых было полторы тысячи конных всадников. Первая серия эпопеи вышла на экраны в 1965 г. и стала лидером проката. Следующие три части «Войны и мира» показали в 1967 г. Фильм с успехом прошел по многим кинотеатрам мира и получил несколько престижных наград, среди которых – «Оскар», «Золотой глобус» и премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.
В 1969 г., после успеха «Войны и мира» итальянский продюсер Дино Де Лаурентис пригласил С.Ф. Бондарчука принять участие в качестве режиссера в постановке исторического фильма о Наполеоне «Ватерлоо». Бондарчук согласился и написал сценарий для картины, который также отличали масштабность и эпичность сцен. Вместе с Лаурентисом ему удалось привлечь к работе над фильмом знаменитых актеров из США, Канады, Италии и СССР.
Актер Евгений Самойлов вспоминал: «В работе с актерами режиссер Сергей Бондарчук – добрый творческий товарищ. Сам блестящий артист, он никогда не делил актеров на основных и второстепенных, был одинаково внимателен к каждому: не важно – главный ты герой, или играешь эпизодик с одной репличкой».
С.Ф. Бондарчук работал за рубежом и как актер. Он сыграл в фильмах прославленных режиссеров: Роберто Росселлини «В Риме была ночь» и Велько Булайича «Битва на Неретве». Продолжая работать как киноактер у себя на родине, Бондарчук демонстрировал широкий диапазон исполнения. Наиболее заметными его ролями стали: Астров в «Дяде Ване» (1971 г., режиссер А.С. Михалков-Кончаловский), академик И.В. Курчатов в «Выборе цели» (1975 г., режиссер И.В. Таланкин), отец Сергий в одноименном фильме того же Таланкина (1979 г.), Монтанелли в «Оводе» (1980 г., режиссер Н.П. Мащенко).
С.Ф, Бондарчук с огромным удовольствием передавал свой талант и мастерство студентам. С 1970 г. он вел курс во ВГИКе вместе с Ириной Скобцевой, в1970-1988 гг. являлся заведующим кафедрой актерского мастерства, с 1974 г. – профессором и руководителем режиссерской и актерской мастерских. Двадцать два года (1972-1994 гг.) Сергей Федорович был бессменным художественным руководителем студии «Время». В 1971 г. Бондарчук был избран секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
В 1975 г. Сергей Бондарчук экранизировал роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Главные роли в фильме исполнили Василий Шукшин и Вячеслав Тихонов. Фильм был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук – один из первых режиссеров, показавших горькую правду о войне и отступлении Красной Армии. Актриса Зинаида Кириенко писала: «По-моему, пропустил он этот шолоховский роман через сердце, через свое мироощущение и прекрасных собрал актеров, настоящие все ребята, очень достоверные». Прямо во время съемок умер Василий Шукшин и в оставшихся сценах с участием его героя пришлось задействовать другого актера – Юрия Соловьева, а затем и переозвучивать все его реплики. Музыку к фильму по приглашению Бондарчука вновь сочинил Вячеслав Овчинников. Фильм «Они сражались за Родину» был удостоен Государственная премии РСФСР им. братьев Васильевых и специальной премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
В 1977 г Бондарчук вернулся к экранизации повести Чехова «Степь», в которой исполнил главную роль – певчего Емельяна.
В 1981 г. на экраны вышла первая часть новой эпопеи режиссера – картины «Красные колокола» под названием «Мексика в огне», а в 1982 г. – ее продолжение «Я видел рождение нового мира». Бондарчук решил экранизировать сборники репортажей американского писателя Джона Рида «Восставшая Мексика» и «Десять дней, которые потрясли мир». Они были посвящены двум революциям – мексиканской и российской. За «Красные колокола» Бондарчук был удостоен Государственной премии СССР.
В 1986 г. режиссер экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши. Бондарчук сыграл царя Бориса, о чем мечтал много лет. Художник Александр Шилов писал: «Я считаю, что трагедию царя Бориса он сыграл прежде всего глазами своими. Глубина в его глазах бездонная». Картина «Борис Годунов» стала последней режиссерской работой Бондарчука, которая вышла при его жизни.
Большое внимание С.Ф. Бондарчук уделял и проблемам национального театра. В 1986 г. режиссер и видный историк, профессор МГПИ им. В.И. Ленина А.Г. Кузьмин посетили секретаря ЦК КПСС М.В. Зимянина, чтобы поставить вопрос о создании в Советском Союзе Русского театра, в репертуаре которого преобладали бы произведения отечественных авторов и писателей-классиков. К сожалению, вопрос не был решен. В том же году, в ходе скандального V съезда кинематографистов СССР Сергей Бондарчук, наряду с другими крупными фигурами советского кинематографа С.И. Ростоцким и Л.А. Кулиджановым, был забаллотирован на выборах секретариата и покинул руководство Союза кинематографистов СССР.
Еще с 1960-х гг. С.Ф. Бондарчук вынашивал идею экранизации «Тихого Дона», но взяться за проект решился только к концу 1980-х гг. Однако одного его имени уже было недостаточно для запуска фильма. Съемки Бондарчук хотел начать в 1986 г., но не получил средств от Госкино. В 1990 г. он все-таки подписал контракт на съемки совместного советско-английского фильма при участии итальянских продюсеров. На роль Григория Мелехова режиссер пригласил английского актера Руперта Эверетта, а Наталью Мелехову, его жену, сыграла дочь Бондарчука Алена. «Тихий Дон» сняли за одиннадцать месяцев – уже к августу 1992 г. он был готов. Начались монтаж и озвучивание фильма, однако итальянская компания объявила себя банкротом, а все материалы картины были изъяты банком-кредитором. Работа над «Тихим Доном» остановилась. Окончательный монтаж фильма осуществить не удалось. Скандалы вокруг экранизации «Тихого Дона» подорвали здоровье режиссера. История постановки завершилась в 2006 г. – спустя двенадцать лет после смерти режиссера монтаж картины был завершен его сыном Федором Бондарчуком.
Сергей Федорович Бондарчук скончался 20 октября 1994 г. в московской больнице от инфаркта миокарда. Похоронен великий режиссер на Новодевичьем кладбище.
В Волоколамске с 2004 г. ежегодно проводится Международный фестиваль военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» им. Сергея Бондарчука. 25 сентября 2007 г., в день рождения С.Ф. Бондарчука, на стене старейшего киевского кинотеатра «Жовтень» была торжественно открыта мемориальная доска в его честь. 16 июня 2007 г. в Ейске был открыт бронзовый памятник Сергею Бондарчуку. В декабре 2012 г. ему был открыт памятник на киностудии «Мосфильм». На родине актера в селе Белозерка Херсонской области был установлен памятный камень. Решением Курганской городской Думы от 26 мая 2016 г. одной из улиц микрорайона Левашово присвоено имя актера.
Сергей Бондарчук – человек удивительной биографии. У великого мастера было много профессий, и в каждой из них он сумел прославить свое имя.
А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.