Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Торжественное открытие и стендовая сессия Московского этапа Всероссийского конкурса «Я – исследователь»

Новости МПГУ

В первую неделю апреля состоялся XVIII Московский региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». Организатором мероприятия стала кафедра психологической антропологии Института детства, которая с 2014 года – с самого начала своего открытия – включена в систему исследовательских конкурсов, фестивалей, направленных на поддержку детской познавательной активности.

С каждым годом стены Института детства привлекают все больше и больше заинтересованных, увлеченных юных исследователей, их родителей и педагогов. Если в прошлом году в Конкурсе участвовало 39 образовательных организаций, то в этом году их количество увеличилось до 52, среди которых не только государственные, но и частные: ГБОУ Школа № 1861 «Загорье», ГБОУ Школа № 1530 «Школа Ломоносова», ГБОУ Школа №1569 «Созвездие», ГБОУ Школа №109 (госпитальные школы «УчимЗнаем»), ГБОУ «Воробьевы горы», Школа «НИКА», ГБОУ Школа №2000, ГБОУ Школа № 1498 «Московская Международная Школа», ГБОУ Школа №1384 имени А.А. Леманского, ЧОУ СОШ Ломоносовская школа, ГБОУ ОЦ «Протон», ГАОУ ВО СОШ МГПУ, Смарт Скул Солнцево, ГБОУ Школа № 1287, ГБОУ Школа №1317, ГАОУ Школа № 548 «Царицыно», ГБОУ Школа №2044 им. Героя Советского Союза А.М. Серебрякова, ГБОУДО ДТДМ «Неоткрытые острова», АНОО ОЦ ШЛ «Новый взгляд», ГБОУ Школа № 2098 имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора, ГБОУ Школа №1621, ГБОУ Школа №629, ГБОУ Школа №1387 и др.

Свыше 700 участников Конкурса собрались в концертном зале Корпуса гуманитарных факультетов, чтобы вместе объявить о начале грандиозного праздника науки длиною в два дня. Модерировала мероприятие Л.И. Адамян, доцент кафедры психологической антропологии, которая пожелала ребятам содержательной дискуссии и радости от совместного пребывания в стенах университета.

С первыми приветственными словами выступил автор идеи Конкурса А.И. Савенков, член-корреспондент РАО, д.психол.н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ. От лица Института детства МПГУ к детям, их родителям, наставникам, педагогам обратилась М.А. Олейникова, декан факультета начального образования, к.пед.н., которая подчеркнула ценность преемственности и тесную взаимосвязь между школой и университетом, в которой постоянно происходит смена ролей: сегодня ты ученик, завтра студент, затем учитель, который всегда остается исследователем.

А.В. Леонтович председатель Межрегионального общественного Движения творческих педагогов, организатор Всероссийского этапа конкурса «Я – исследователь», к.психол.н., в своих словах, обращенных к детям, подчеркнул, как важно быть открытым, чутким, внимательным, подобно героем известных сказок, всегда искавших ответы на вопросы. Завершал приветственную часть А.С. Обухов, председатель жюри Московского регионального этапа «Я – исследователь», Всероссийского этапа Конкурса, профессор, к.психол.н., который пожелал детям смелости и дерзновения, напомнив, что каждый великий ученый был когда ребенком, а все великое начинается с малого.

Музыкальное приветствие для гостей Конкурса прозвучало в исполнении коллектива литературно-музыкального кафе «Встреча» – студентов факультета начального образования под руководством И.Л. Масандиловой, зам. директора Института детства. А несколько ярких, вдохновляющих хореографических номеров представила детская студия «Апельсин», педагогом которой является студентка 3 курса факультета начального образования Е.А. Батекина. Яркое выступление детей послужило сигналом к началу конкурсной программы.

Первый день Конкурса – это работа в формате стендовой сессии. В этом году дошкольниками и младшими школьниками было представлено 214 исследовательских и проектных работ. Чтобы вместить четыре тематические секции – «Гуманитарная», «Физика, техника и математика», «Живая природа», «Неживая природа» – понадобилось самая большая аудитория корпуса гуманитарных факультетов – №200, а также пространство холла первого этажа. Каждая работа, каждый ребенок оказались в центре внимания экспертных групп, которые знакомились с результатами проведенного исследования, задавали вопросы, вовлекали других детей в обсуждение работ друг друга, ведь цель такого рода Конкурсов – это всегда поддержка и развитие сообщества юных исследователей.

В экспертизе детских работ, помимо опытных преподавателей разных вузов Москвы, московских школ, принимали участие студенты и магистранты Института детства МПГУ – дефектологического факультета, факультета начального образования, студенты Института социогуманитарного образования – факультета регионоведения и этнокультурного образования, обучающиеся НИУ ВШЭ разных профилей подготовки. Общее количество членов жюри, участвующих в экспертизе детских работ превысило 100 человек.

Свои исследования вот уже третий год подряд представляют на Конкурс ученики госпитальных школ «УчимЗнаем», и это особенно радостно, поскольку мы видим, как количество увлеченных научным поиском ребят только растет. Учащиеся программы «Госпитальная педагогика», которые работали в жюри вместе с опытными экспертами, отметили серьезность подготовки детей, инициативу и их ярко выраженный познавательный интерес: «Это талантливые дети, которые искренне заинтересованы новыми открытиями».

Уникальность События первого дня стендовой сессии и его главный смысл в том, чтобы дать каждому юному исследователю возможность публично рассказать в доброжелательной, поддерживающей атмосфере о том, что в науке ему интересно сейчас, получить импульс, который позволит сущностно продолжить путь собственных научных разысканий.

Первый день работы Конкурса оставил самые добрые впечатления всех его участников: и детей, и взрослых. На второй день были приглашены для докладов в секциях «Гуманитарная», «Физика, техника и математика», «Живая природа», «Неживая природа» те исследователи, которые продемонстрировали в своих работах высокий уровень самостоятельности (сообразно своем возрасту), увлеченности диалогом, желанием и готовностью слушать, обсуждать исследования других детей.

Сопровождать и навигировать такое огромное количество дошкольников, младших школьников, их братьев и сестер, родителей, бабушек и дедушек, экспертов – всех включенных в Событие Конкурса – было бы невозможно без душевного отношения, абсолютной включенности и выстроенной системы работы волонтерского штаба, состоящего из студентов дефектологического факультета и факультета начального образования общим количеством свыше 50 ребят, под руководством Алёны Ильченко, лаборанта кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе.

Поддержка исследовательских компетенций детей и ее популяризация является одним из научных направлений работы кафедры. Кафедра психологической антропологии сердечно благодарит всех тех, кто содействовал в создании и работе такого значимого для педагогического вуза События в апреле 2025 года.

Текст:

Е.И. Адамян, Е.Б. Колосова,

преподаватели кафедры психологической антропологии Института  детства МПГУ

Фото:

А. Белоусова

(студенческий пресс-центр МПГУ, Центр социально-культурного

Проектирования Дирекции креативных программ)

Л.И. Адамян, Е.И. Адамян, А.С. Обухов

(преподаватели кафедры психологической антропологии)

А. Ильченко

(лаборант кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе)

14 / 04 / 2025

Показать обсуждение