Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Сведения о зачислении и конкурсные списки

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Традиционные педагогические системы обсудили в Московском доме национальностей

Новости МПГУ

В рамках проекта «Межнациональные отношения в истории Российского государства» в Московском доме национальностей  прошли объединённые единым замыслом круглые столы «Традиционные педагогические системы в контексте задач развития современного образования» и «Педагогическое наследие архиепископа Николая Японского и С.А. Рачинского», в работе которых приняли участие другие представители органов государственной власти и местного самоуправления, научно-экспертного сообщества, руководители и активисты национальных общественных организаций и землячеств столицы, преподаватели, аспиранты и студенты московских вузов.

Среди них и представители нашего вуза, в том числе заместитель председателя – секретарь Попечительского совета МПГУ, директор проектов Фонда развития международных связей “Добрососедство”, Юрий Викторович Московский.

Сегодня существует много вопросов, связанных с развитием российского образования и обсуждение на круглом столе «Педагогическое наследие архиепископа Николая Японского и С.А. Рачинского» стало попыткой его осмысления, возможностью рассмотрения различных путей совершенствования учебной системы и внесением в образовательную структуру новых, позитивных и результативных практик, соединяющих в себе достижения из различных областей знаний. То есть как раз согласно девизу Московского педагогического государственного университета «Верность традициям и открытость инновациям».

Именно об этом в своем выступлении рассказал собравшимся Ю.В. Московский.

Так что состоявшийся разговор о выдающихся подвижниках, просветителях конца XIX века архиепископе Николае Японском и С.А. Рачинском – это не схоластическая беседа, а рациональный взгляд на современную школу и вопросы, которые предстоит решать, чтобы двигать Россию к будущему.

Ведущие Круглых столов Ерофеева Наталия Анатольевна, историк-востоковед, преподаватель японского языка, переводчик, руководитель Российско-японского культурно-просветительского центра «От Берёзы до сакуры» и Ушакова Ирина Владимировна, член Союза писателей России, журналист, исследователь и издатель трудов С.А. Рачинского, организатор Общества по сохранению наследия Рачинских.

В ходе выступлений и докладов были рассмотрены жизнь и деятельность руководителя одной из самых успешной духовной миссии в истории Русской Православной Церкви – просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина) и педагога-подвижника, создателя образцовой народной школы, профессора Московского университета Сергея Александровича Рачинского. Труды этих выдающиеся деятелей из Бельского уезда Смоленской губернии ещё при жизни стали известны далеко за пределами России, по ним сегодня мы можем характеризовать целую эпоху духовной и культурной жизни нашей страны и её зарубежья. Изучение их педагогического, духовного, музыкального наследия, безусловно, обогащает и современное образование.

По мнению организаторов мероприятий «Современное образование — это комплексная система, которая трансформируется под влиянием различных факторов. Одними из важнейших тенденций, оказывающих на нее воздействие, являются общемировые процессы информатизации, медиализации и глобализации, изменяющие не только привычный уклад жизни, но и сознание общества.

Сегодня человек находится в пространстве, где постоянно транслируются различные виды и формы информационных материалов. Рекламные объявления, новостные сводки, развлекательный контент и другие ресурсы представляют пользователю широкую вариативность различных тем, которые несут тот или иной смысл, посыл, сообщение. Все это, в той или иной степени, формирует поведение человека, его мировосприятие и мироощущение. Особенно это актуально для молодого поколения, которое с раннего детства вовлечено в медийное пространство, благодаря нынешним технологиям.

Столкнувшись с ситуацией, когда детская психика, поведение, реакции формируются не только благодаря родительскому воспитанию и окружению, но и с помощью информационных и коммуникационных ресурсов, образовательная система должна выработать эффективную стратегию подачи обучающих материалов, основываясь на лучших достижениях педагогов прошлого.

Представители классической педагогической мысли, такие как: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.А. Рачинский, архиепископ Николай Японский, А.С. Макаренко и др. – внесли неоценимый вклад в развитие образования, сформировав универсальные принципы обучения, которые актуальны и для современной школы. Их опыт, мысли, работы являются важной и необходимой компонентой в деятельности педагога, формировании его как разностороннего и вдумчивого специалиста, который в своей работе гармонично совмещает лучшие достижения предшественников и актуальные разработки нынешнего времени»

Основные вопросы развития современной образовательной системы и использование в ее рамках достижений классической педагогической мысли в ходе выступлений и докладов раскрыли:

Ерофеева Наталия Анатольевна – модератор круглых столов, историк-востоковед, координатор проекта «Путь святителя Николая: от Берёзы до сакуры», руководитель Российско-японского культурно-просветительского центра «От Берёзы до сакуры»;

Мазурик Виктор Петрович – филолог-японовед, доцент кафедры японской филологии ИСАА МГУ;

Ушакова Ирина Владимировна – журналист, исследователь трудов С.А. Рачинского, этнограф, краевед, исследователь истории Смоленской и Тверской областей;

Мартышин Владимир Сергеевич – преподаватель Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, историк, этнограф, краевед, исследователь истории Ярославской области.

Также на этих мероприятиях в Московском доме национальностей выступили учёные, которые много лет занимаются прикладной педагогикой: доктор биологических наук, действительный член РАЕН, автор и научный руководитель проекта «Отдых и учёба с радостью» А.Н. Камнев; преподаватель НИУ МГСУ, краевед В.И. Котов; ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор философских наук Е.Л. Скворцова; профессор школы востоковедения при НИУ ВШЭ Долин А.А.; священники, которые в столице России и на малой родине святителя Николая Японского и С.А. Рачинского продолжают по мере сил их труды, в числе которых протоиерей о. Артемий, Рублев, настоятель Храма равноапостольного Николая Японского в поселке Мирный Ржевской епархииа также магистрант Московской Духовной академии Павел Киреев и историк, сотрудник Городецкой епархии Ксения Макарова и другие.

По итогам круглых столов планируется выпуск сборника трудов, к публикациям в котором приглашаются все те, у кого есть соответствующие материалы по теме дискуссий.

Обращаться по данному вопросу можно к заместителю председателя-секретарю Попечительского совета Университета Московскому Ю.В., являющемуся членом Президиума Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.

Екатерина Омельченко

29 / 09 / 2021

Показать обсуждение