Сотрудники университета приняли участие в III Томском международном форуме «Преобразование образования», организатором которого стал Томский государственный университет. В мероприятиях приняли участие представители Минобрнауки и Министерства труда и соцзащиты РФ, руководство Ассоциации классических университетов России, пилотные университеты, ведущие российские вузы. Форум продлится с 7 по 9 ноября.
В рамках экспертной дискуссии «Фундаментальность высшего образования: новые вызовы и новые возможности», организованной под эгидой Ассоциации классических университетов России (АКУР) выступила проректор по учебно-методической работе Е.А. Балабаева с темой «Реализация педагогического вида деятельности в классических направлениях подготовки: проблемы и перспективы». В своем выступлении Екатерина Александровна отметила важность подготовки педагогов в рамках освоения программ классических направлений и необходимость совместного решения проблемы отсутствия единых требований к объему и содержанию педагогического модуля. «Не вызывает сомнение, что педагогический вид деятельности требует особой целенаправленной подготовки. Здесь тоже должно быть своё «Ядро», представленное совокупностью минимальных государственных требований», – отмечает Е.А. Балабаева. Также экспертом была обозначена необходимость решения проблем уменьшения объема фундаментальной подготовки при включении педагогического модуля в 4-летние программы; сложности при организации педагогической практики при отсутствии образовательных организаций-партнеров; кадрового обеспечения реализации педагогических дисциплин и практик в классическом университете. По всем трудностям были предложены и пути их решения.
Директор Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров МПГУ Владимир Владимирович Маландин предложил к обсуждению современную модель аспирантуры, сделав акцент на проблемы и возможные пути их решения. «Функционирование аспирантуры как самостоятельного уровня профессионального образования решает задачи индивидуальной подготовки научных и научно-педагогических кадров, которые обеспечивают реализацию государственной политики в сфере науки и научно-технологического развития на базе сложившихся научных школ», – подчеркнул Владимир Владимирович.
В основной части форума, посвященной обсуждению промежуточных результатов пилотного эксперимента по формированию суверенной системы образования, представлена апробация новых моделей взаимодействия с работодателями и рынком труда.
Так, Людмила Степановна Подымова в Лаборатории «Как организовать эффективные форматы практико-ориентированного образования» продемонстрировала опыт Института педагогики и психологии: практикоориентированная модель подготовки педагогов-психологов. Л.С. Подымова акцентировала внимание на ключевых аспектах реализации этой модели, включая внедрение активных методов обучения, взаимодействие с учреждениями образования и социальной сферы, а также оценку результатов, что в совокупности способствует повышению качества подготовки специалистов в области психологии.
Проректор по связям с общественностью Татьяна Николаевна Владимировна представила модель обучения Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, которая способствует ранней профессионализации, – система мастерских. «При создании данной модели обучения мы опирались на несколько важных принципов: акмеологичности, «темпоральности», социокультурного соответствия, созидательно-творческой рефлексии. Все в нашей работе нацелено на социализацию, развитие духовно-нравственных личностных качеств студентов, предвидение результата творческой деятельности и творческого мышления», – обращает внимание Татьяна Николаевна.
О том, как меняется образовательный процесс университета в логике концепта содействия ускоренной профессионализации студентов, рассказала во второй день Форума Екатерина Александровна Балабаева. Ею был продемонстрирован анализ проведенного внутри МПГУ мониторинга преподавателей и студентов по вопросам ранней профессионализации. «Ранняя профессионализация – сегодня одно из условий обновления содержания профессиональной подготовки, обеспечивающее эффективное решение задач государственной политики в сфере образования. В первую очередь она предполагает разворот образовательного процесса в сторону непрерывной практической подготовки на базе организаций и в процессе теоретического обучения, начиная с первого курса. Внедрение новых форматов практической подготовки», – констатирует Екатерина Александровна. В дискуссии были обозначены и проблемы несформированности педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава непедагогических вузов. В связи с этим возрастает актуальность разработки и реализации курсов повышения квалификации не только работников университетов, но и представителей работодателей, привлекаемых к образовательному процессу, в части дидактики высшей школы, педагогики и психологии взрослых.
Представители разных учебных подразделений МПГУ также приняли участие в работе форума в формате ВКС и со стендовыми докладами. Мы благодарим руководителей и преподавателей географического факультета, Института детства, Института математики и информатики, Института педагогики и психологии, Института социально-гуманитарного образования, Института физики, технологии и информационных систем, Института филологии, факультета дошкольной педагогики и психологии.