16 декабря на площадке Российской академии образования прошла российско-китайская научно-исследовательская конференция «Научное обеспечение развития систем образования». Конференция стала стартом совместного исследования «Реформирование образовательных систем в интересах будущего: пути и инновации в России и Китае», направленного на изучение стратегий развития образования и обобщения опыта двух стран.
Ведущие ученые и эксперты России и Китая обсудили глобальные тренды развития образования и стратегии международной образовательной политики.
С приветственными словами выступили Ольга Васильева, президент РАО, Ли Юнчжи, президент Китайской национальной академии науки об образовании, Александр Русаков, сенатор РФ, член Комитета СФ по науке, образованию и культуре, Светлана Рыбушкина, начальник Управления образования и науки Россотрудничества. Конференция проходила при непосредственной поддержке Минобрнауки и Минпросвещения России.
Ольга Васильева особенно подчеркнула роль науки и научных исследований в определении основ трансформации образования и факторов развития двух стран. Ее коллега со стороны КНР обратил внимание на стоящие глобальные вызовы и решение задач инклюзии, доступности и гибкости образовательных траекторий, цифровизации. Глава РАО также отметила важность обсуждения в рамках конференции вопросов развития образования, изучения результатов исследований, которые уже реализуются в России и Китае, анализа идей и решений, наиболее востребованных для современной образовательной политики.
В рамках пленарного заседания, посвященного вопросам реформирования образовательных систем в интересах будущего России и Китая, были обсуждены глобальные тренды развития образования и сравнительный анализ стратегий развития.
Владимир Филиппов, вице-президент РАО, президент РУДН им. Патриса Лумумбы, академик РАО напомнил ключевой тезис сравнительной педагогики – «Каждая система образования зависит от культурно-исторических традиций, социально-экономических и политических реалий». Именно этот тезис лежит в основе результативности любой стратегии развития образования.
О стратегических основаниях сотрудничества России и Китая рассказала Лю Хун, секретарь парткома Ляонинского педагогического университета. Ее было отмечено качественно новый этап взаимодействия двух стран: уход от количественных показателей и достижение качественной результативности международного сотрудничества.
Проблемы цифровизации и технологизации образования, значительного увеличения объемов информации, а также кадрового дефицита как мировых трендов развития были подняты академиком-секретарем Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академиком РАО Михаилом Левицким.
Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета – одного из шести вузов пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования, рассказал о большой научно-исследовательской работе, предшествующей определению направлений трансформации системы высшего образования. Были представлены и пять основных принципов новой модели и необходимость соотнесения уровней квалификаций с национальной рамкой.
Исторических аспект развития образования в аспекте сотрудничества России и Китая продемонстрировал Владимир Борисенков, академик РАО. Ученый еще раз обратил внимание на вышедшую совместную трилогию монографий, посвященную разным историческим вехам образовательным реформам двух стран.
В рамках конференции состоялась работа четырех тематических секций.
На секции «Подготовка педагогических кадров», модераторами которой выступили руководитель Центра развития педагогического образования РАО, руководитель Центра развития междисциплинарных исследования в сфере наук об образовании РАО, член-корреспондент РАО Светлана Минюрова и директор Департамента управления научными исследованиями Китайской национальной академии наук об образовании Ван Синьбо, с докладом о принципах формирования новой модели педагогического образования выступила проректор МПГУ Екатерина Балабаева. Было отдельно подчеркнуто, что участие МПГУ в пилотном проекте продолжает системную политику Министерства просвещения по укреплению единства образовательного пространства подготовки педагогических кадров, формирует понимание новой фундаментальности педагогического образования, в основе которого синтез традиций фундаментального университетского образования (сохранение научных школ, аксиологический подход) и экспериментальных форматов, нацеленных на опережающую подготовку учителя, готового к вызовам современной школы.
Лариса Кобрина, проректор РГПУ им. А.И. Герцена, поделилась опытом подготовки учителей в рамках классических направлений путем интеграции педагогического модуля, выстраивания системы непрерывной подготовки в системе СПО и ВО, а также особенностями практической подготовки будущих учителей.
С китайской стороны И Линьюн, директор Института педагогического образования и Чжан Ли, зам. декана кафедры непрерывного образования Пекинского педагогического университета обратили внимание на систему подготовки педагогических и научно-педагогических кадров с КНР.
Итоги конференции подвели президент Российской академии образования Ольга Васильева и заместитель президента Китайской национальной академии наук об образовании Ли Сяоцян.
Учебно-методическое управление


















