1 декабря в Московском педагогическом государственном университете состоялась первая международная online-конференция «Цифровое образование для цифровой экономики», участниками которой стали представители высших образовательных организаций в области информационных коммуникаций и информатизации. Ключевым вопросом конференции стало обсуждение перспектив развития и возможностей для реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда», который направлен на повышение качества и доступности образования в Российской Федерации.
Организаторами международной конференции выступили Московский педагогический государственный университет (МПГУ) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Евразийская ассоциация педагогических университетов (ЕАПУ), Ассоциация развития педагогических университетов и институтов (АРПУИ), при участии Института развития медийно-информационного образования (ИРМИО) и Ассоциации Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт» (АРПП «Отечественный софт»).
Для участия в конференции зарегистрировались более 100 представителей вузов России и стран СНГ, в частности Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Белоруссия и Украина. Участники в онлайн-режиме по средствам видеоконференции на базе российского продукта «VideoMost®» и трансляции через видеохостинг YouTube смогли выслушать доклады ведущих представителей отрасли на тему современной цифровой образовательной среды, медийно-информационного образования, опыта применения и вариантов российских решений для цифровизации образовательных организаций.
Открыл международную конференцию Эдуард Михайлович Никитин, исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов (ЕАПУ), доктор педагогических наук, профессор, определив ключевые векторы работы участников конференции, выступающих и регламент работы.
С приветственным словом от ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Владимировича Лубкова к участникам конференции выступил Сергей Дмитриевич Каракозов, проректор МПГУ, профессор, доктор педагогических наук. Он отметил, что уровень участников обеспечит успех и эффективность работы конференции по теме цифрового образования в рамках цифровой экономики России. Также сообщил, что в ближайшее время мы проведем ряд мероприятий, продолжая тему современного образования – это конференция по дистанционному образованию, о роли педагогического образования и о роли системы повышения квалификаций. В качестве своего выступления, открывая первую сессию «Цифровое образование и высшая школа» международной конференции, представил презентацию об опыте внедрения цифрового образования в деятельность университета в рамках стратегии развития МПГУ на период 2017-2020 г.г.
«Московский педагогический государственный университет реализует и развивает программу Цифровой экономики через модернизацию образовательной, научно-исследовательской деятельности, развитие кадрового потенциала, совершенствование материально-технической базы МПГУ, – отметил в своем выступлении проректор МПГУ Сергей Дмитриевич Каракозов. – России сегодня необходимо обеспечивать свою информационную безопасность, свою информационную самодостаточность. Обеспечение уровня информационной безопасности для нашего университета является очень важным, мы все работаем с персональными данными и переходим на новый уровень информационной безопасности. Говоря о трансформации классического образовательного процесса, мы понимаем эти процессы и стремимся к его трансформации в цифровое».
«Конференция сегодня чрезвычайно важна, поскольку вопрос подготовки кадров для цифровой экономики наиболее актуальный и главным направлением в качестве массовой подготовки кадров может служить медийно-информационное образование, – продолжая тему трансформации образования отметила заведующая кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, руководитель Кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан МПГУ, кандидат филологических наук, доцент Ирина Владимировна Жилавская. – В ситуации трансформации образования в цифровое преподавателям порой очень сложно ориентироваться, требуются новые навыки, понимание информационной среды, работа в направлении информационной безопасности. Необходимо понимать, что пришло новое поколение, которое существует в большей части в интернете. Уже сегодня мы ощущаем очевидный переход на мобильные приложения: школьники не привязаны к месту: они отрываются от своего рабочего места, места проживания. Если смотреть на аудиторию 12+, то в октябре 2016 – марте 2017 года она достигла 87 млн. человек, что составило 71% от всего населения страны, учитывая, что 66 млн. человек пользуются интернетом хотя бы 1 раз в месяц через мобильные устройства, а 20 млн. человек вообще только с мобильных устройств. Телефоны, которые у них в руке, дают им возможность перемещаться легко и быть свободными, это накладывает большой отпечаток на их сознания и преподаватели, учителя линейной, вещательной культуры, к сожалению, не знают, как с этим работать. Быстрее всего растет аудитория на смартфонах: по состоянию на октябрь 2016 – март 2017 года 46% населения страны заходят в интернет со смартфонов – прирост составил 15% за год. При этом снижается число россиян, использующих для выхода в интернет десктопные компьютеры (на 4 процента – до 54% населения) и планшеты (на 8 процентов – до 19% населения). Динамика говорит о том, что нам нужно искать новые образовательные технологии, которые позволяют обеспечить именно эти медийные потребности в свободе перемещения, разнообразия, многовариативности. Медийно-информационная грамотность, предложенная ЮНЕСКО, может обеспечить эти вызовы: 1. Поиск и работа с информацией в любом смысле: доступ к ней, знание, где она лежит, как сформулировать запрос, как ее распаковать и снова упаковать. 2. Анализ и оценка информации с точки зрения ее релевантности, качества, достоверности, пригодности и многих других критериев. 3. Производство и продвижение тех медийных и информационных продуктов, которые сегодня создают граждане: сегодня все заболели журнализмом: все пишут, создают свои видео-материалы, это тренд, который безусловно уже не изменится и образованию здесь есть, чем заниматься.» – уточнила в своем выступлении Жилавская, сообщив о курсах и программах, которые есть в МПГУ для педагогического сообщества.
Продолжая тему международного контекста советник директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Антоний Николаевич Швиндт сообщил:
«Если мы все посмотрим на международный контекст, а именно на работу всемирных организаций, мы увидим, что цель устойчивого развития ООН, а именно четвертая цель говорит нам про всеобъемлющий доступ к образованию, к образовательным ресурсам. В направлении этого ЮНЕСКО ведет активную работу в рамках определенной концепции, как открытые образовательные ресурсы. Буквально в этом году в Любляне прошел Второй Всемирный конгресс ЮНЕСКО по открытым образовательным ресурсам, на котором представители стран-участников обсуждали вопросы, как успевать за цифровизацией и как использовать ее возможности и чтобы дать всем – любому человеку доступ к информации.
Глобальная цифровизация и развитие ее в России привело к тому, что 25 октября 2016 года президиумом совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был запущен паспорт Приоритетного проекта «Современная образовательная среда в РФ», суть которого заключается в необходимости создания единой точки входа для любого обучающегося, для использования своей образовательной траектории, для образовательных организаций – организовать всем доступ к онлайн-курсам по принципу одного окна. Буквально на днях ресурс был запущен в рамках приоритеного проекта. И, конечно, у министерства, как у регулятора, возник вопрос о необходимости снять административные барьеры по использованию данного курса. В связи с этим в этом году были приняты приказы Минобрнауки России № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226).
Также стоит отметить, что ресурс доступа одного окна не предполагает создание еще одной платформы, он станет агригатором всех существующих онлайн-курсов, которые есть в России. Сегодня созданы ряд ресурсных центров, которые направлены на создание качественного контента, который является концентрированными знаниями преподавателя.» – акцентировал внимание на необходимости качественной подготовки онлайн-курсов Швиндт.
Директор Департамента развития высоких технологий Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Салават Джонович Мигранов в своем выступлении отметил необходимость в процессе трансформации образования с традиционного на цифровое ориентироваться на российские ИТ-решения:
«С 1-го января 2016 года в РФ установлен новый механизм закупки программного обеспечения в целом, он касается всех программных продуктов, сделаны преференции в отношении отечественного программного обеспечения. В реестре есть 23 класса программного обеспечения, которые позволят решить вопросы по реализации университетами конкретных шагов, связанных с широким введением в образовательную практику новых образовательных продуктов, основанных на цифровом обеспечении.
В марте этого года Правительство РФ приняло специальное постановление, в которым установлены дополнительные требования именно к офисному программному обеспечению. Было рекомендовано образовательным учреждениям активнее переходить на использование отечественного софта, потому что это, в том числе, развивает рынок разработок, и способствует тому, чтобы студенты обучались именно на отечественном программном обеспечении, поскольку это создает возможности для дальнейших работ в отрасли у нас, на территории РФ. К сожалению, как это часто бывало и бывает, мы готовим кадры для ведущих компаний мира, но не можем обеспечить свои потребности в нашей отрасли.
Сегодня наш общий разговор о проблемах цифрового образования требует рассмотрения в широком контексте медиаобразования. Речь идет не об информационном образовании, как мы ставили вопрос ранее, речь идет о продвижении в области медиаобразования,» – конкретизировал необходимость заниматься медийно-информационным образованием МИГРАНОВ.
Итогом конференции стали выступления руководителей российских компаний разработчиков ИТ-решений, в которых они рассказали о программном обеспечении для образовательных организаций: «Программный продукт для проведения многоточечных видеоконференций «VideoMost®»; «Решения «Базальт СПО» для образовательных организаций высшего образования»; «Информационные системы Корпорации «Галактика» для автоматизации деятельности вузов»; «Применение технологий ABBYY для автоматизации деятельности вузов (автоматизация приемной компании на базе ABBYY FlexiCapture и предложения для участников)».
Заключительной сессией международной конференции стало подведение итогов Открытого международного конкурса сайтов образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального педагогического образования «Интернет-премия EAPU-2017». С презентацией о результатах конкурса и трендах развития сайтостроительства выступил советник генерального директора по информационным технологиям телеканала «RT» Тина Бережная. Обладателя звания «Гран-при Конкурса сайтов «Интернет-премия EAPU» – 2017» объявили Сергей Дмитриевич Каракозов, проректор МПГУ, и Ирина Владимировна Жилавская, заведующая кафедрой медиаобразования, руководитель Кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан МПГУ. Победителем Конкурса стал Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
О.П. Жилавская
Материал подготовлен отделом видеотехнологий МПГУ