Современная российская система образования требует от учителя не только высокого профессионализма и владения цифровыми технологиями, но и умения работать в многонациональном детском коллективе, с детьми с миграционной историей. Одной из важнейших задач школы является воспитание уважения к разнообразию мира, языков и народов, к национальным культурам и религиозным традициям, что было блестяще продемонстрировано выступающими педагогами на творческой мастерской «Этнопедагогика и технологии поликультурного образования», которая прошла в МПГУ 9 декабря 2022 года в рамках XIV Международного семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество».
Так, Феруза Файзуллаевна Байдильдинова, учитель биологии и координатор проектной деятельности в московской школе № 1306 – «Школе молодых политиков» в сообщении «Как через проектную деятельность развивается межкультурная компетентность» привела примеры разнообразных проектов: создания этнических костюмов из вторичного материала, проведения марафона этнической культуры, тематической конференция по межкультурной коммуникации. Светлана Рудольфовна Скакунова, учитель английского языка и заведующая лабораторией иностранной филологии школы «Гармония» (г. Ижевск) в сообщении «Работа лаборатории иностранной филологии школы Гармония» поделилась богатейшим опытом работы педагогического коллектива, который включает разнообразные современные технологии и инновационные методы, и порекомендовала обратиться к методической копилке с интереснейшими педагогическими находками, размещенной на сайте школы. Модератор мастерской Ольга Николаевна Яшина, доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ, в сообщении «Проектная деятельность в поликультурном образовании» подчеркнула, что в процессе проектной работы самое важное – научить детей договариваться и сотрудничать, и лучше всего этого можно достичь при проведении группового проекта, который действует продолжительное время, при этом желательно объединять детей разных культурных традиций.
Участниками мастерской, помимо тех, кто был на семинаре дистанционно, присоединились московские педагоги из школы №1583 им. А.К. Керимова и школы №2120. В этот день в Корпус гуманитарных факультетов они привезли школьников на Молодежный просветительский форум «Москва многоликая и разноязычная», который коллектив Факультета регионоведения и этнокультурного образования и Кафедры ЮНЕСКО проводил в рамках Международного семинара. Все искренне благодарили докладчиц за демонстрацию интереснейших авторских педагогических методик. Общий вывод, к которому пришли все присутствующие: от современного учителя требуется поощрять общение между детьми разных этносов и культур, подчеркивая, что культурные, религиозные, этнические различия современного общества являются его богатством.
О.Н. Яшина
М.А. Кривенькая