27 марта 2025 г. в Синем зале Корпуса гуманитарных факультетов МПГУ Центр кинопедагогики и медиакультуры провел творческую встречу, приуроченную к 100-летию со дня рождения легендарного советского актёра театра и кино Иннокентия Михайловича Смоктуновского.
В качестве ведущей выступила Елена Геннадьевна Савина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э.Б. Абдуллина Института изящных искусств, руководитель культурно-просветительского клуба «Уходящая эпоха – актерскими судьбами».
Вечер открылся Композиционным этюдом «Философия кинообразов Иннокентия Смоктуновского» в исполнении сотрудников Центра кинопедагогики и медиакультуры: Ивана Ивановича Козлова и Элины Сергеевны Агеевой, и слушателей Киношколы МПГУ: Ивана Зубова, студента IV курса Института международного образования и Варвары Спиридоновой, студентки IV курса Института истории и политики.
В начале этюда зазвучала напряженная музыка Дмитрия Шостаковича, зеркально отражающая внутренний турбулентный мир принца Датского. Иван Козлов рассказал зрителям о том, что воплощение роли Гамлета Иннокентием Смоктуновским – это философское высказывание, заставляющее нас вновь и вновь возвращаться к тексту Шекспира и задавать себе вечные вопросы человечества. Под звуки реактора Варвара Спиридонова погрузила зрителей в мир физика-ядерщика Ильи Куликова, в образе которого Иннокентий Смоктуновский представил человека, способного к глубокой рефлексии, переживающего душевную драму, но не теряющего своего достоинства. Иван Зубов обозначил, что в роли Юрия Деточкина актёр мастерски балансировал на грани между комедией и драмой, эта амбивалентность и непредсказуемость сделала образ героя запоминающимся. Узнаваемая музыка Андрея Петрова вернула участников в атмосферу фильма «Берегись автомобиля». В заключительной части этюда, под звуки Симфонии №1 «Зимние грёзы», Элина Агеева рассказала о роли Смоктуновского в образе Петра Ильича Чайковского. Это не только портрет композитора, а философское послание о жизни, творчестве и человеческой сущности великого мастера, исследование сложной личности гения, его внутреннего мира, его противоречий и трагедий. Действо сопровождалось кадрами из культовых фильмов Григория Козинцева, Михаила Ромма, Эльдара Рязанова, Игоря Таланкина.
Елена Савина поделилась воспоминаниями о военном прошлом самого Иннокентия Смоктуновского, в которых актер описал свое участие в смертельных сражениях Великой Отечественной войны, о пленении, тяжелом бремени неволи и отчаянном, полном опасности побеге, о том, как, рискуя жизнью, он выполнил стратегически важное задание. «Судьба берегла его, – подчеркнула ведущая, – ведь ему предстояло еще так много сказать со сцены своим современникам». Этот проникновенный рассказ о мужестве и силе духа великого артиста стал данью памяти всем тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Елена Геннадьевна отметила, что г. Красноярск, где прошло детство актёра, стал местом его первого знакомства с магией театра – драмкружок, спектакли, волшебный мир перевоплощений, но война безжалостно прервала пробуждение таланта, отправив юношу на фронт. Позднее Иннокентий Смоктуновский служил в Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского в г. Норильске, Русском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова в г. Грозном, Дагестанском русском драматическом театре им. М. Горького в г. Махачкале, Областном драматическом театре им. М. Горького в г. Сталинграде, в Театре им. Ленинского Комсомола в г. Москве, Большом драматическом театре в г. Ленинграде, Московском Малом театре. Каждый город, каждый театр оставлял неизгладимый след в душе актёра, обогащая его опыт и способствуя становлению мастера.
Обращаясь к фильмографии великого актера, Елена Геннадьевна обозначила, что Смоктуновский видел в кинематографе мощный инструмент познания человеческой природы: «Что привлекает нас в кино? Лишь одно: изучение человека, его достоинства, гордости, слабости его и недостатки, то есть изучение характера, открывающее причастность времени, народу и поколению» – вот что, по его мнению, составляет истинную ценность кино.
Театральным мастерством Иннокентия Смоктуновского зрители смогли восхититься в сцене из спектакля «Возможная встреча» по пьесе Пауля Барца. Фантазия на тему гипотетической встречи двух музыкальных титанов – Генделя и Баха – переносит зрителя в Лейпциг 1747 года. За обедом, организованным Генделем (Олег Ефремов), между ним и Бахом (Иннокентий Смоктуновский) поначалу ощущается напряжение. Однако постепенно оно уступает место взаимопониманию двух гениев, обремененных мудростью, одиночеством и похожими жизненными драмами.
В завершении встречи состоялась познавательная интерактивная викторина, посвящённая жизненному и творческому пути Смоктуновского, в которой приняли участие российские и китайские студенты.
Иннокентий Смоктуновский был великим созидателем, архитектором человеческих судеб на сцене и экране. Его роли сравнимы с целой вселенной, населённой яркими, незабываемыми персонажами, живыми и настоящими…
Фото: О.С. Петрова