12 марта студенты второго курса факультета начального образования Института детства в рамках дисциплины «Игры малых форм в практике работы с детьми» вместе с доцентами кафедры психологической антропологии Е.С. Рычаговой и Н.Л. Кондратьевой посетили Российскую государственную детскую библиотеку (РГДБ).
Миссия РГДБ заключается в повышении качества чтения детей и сохранения книги как явления культуры. Российская государственная детская библиотека – не только крупнейший в мире культурно-просветительский центр для детей и их родителей, но и научно-методический и исследовательский центр по вопросам библиотечной работы с детьми и подростками, развития педагогики, психологии и социологии детского чтения.
В рамках мероприятия сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Н.Г. Малахова и С.С. Кукушкина провели с будущими педагогами тематическую встречу «Творческие подходы к чтению: растим играющих читателей» и организовали квест «Знакомство с книжкиным домом». В процессе путешествия по библиотеке студенты побывали в читальных залах для различных категорий детей, как по возрасту, так и по интересам, посетили Комнату сказок, нотно-музыкальный салон, отдел иностранной литературы. Они имели возможность для содержательного общения с библиотекарями, психологами, педагогами, методистами и другими специалистами.
Студенты Московского педагогического государственного университета выражают признательность за насыщенную и яркую встречу в детской библиотеке.
Ида Попова: «Мы побывали в удивительном, гостеприимном и невероятно уютном царстве книг и детства. Детская библиотека поразила меня своим красочным оформлением: чудесные рисунки, скульптуры, всевозможные игрушки, везде мягкие пуфики и ковры, украшения и плакаты с цитатами, разноцветные стеллажи в форме домиков и книги, книги, книги… Захотелось сразу же усесться в мягкое кресло в одном из уголков, обнять плюшевого медведя и, вдыхая запах страниц, погрузиться в волшебный мир детской литературы. Каких книг там только не было: и сказки, и фэнтези, и фантастика, и классика, и детские детективы, и «книги для девочек» или «для самых маленьких», и исторические, и научные, и музыкальные, и книги на 30 языках мира, и даже коллекция диафильмов и пластинок. А какие прекрасные люди там работают! Все очень приветливы, всегда помогут, подскажут и расскажут много интересного. Было очень ценным опытом встретиться там с настоящими психологами, отлично знающими не только книги, но и детей, умеющими с ними прекрасно ладить и подходящими к вопросу занятий и чтения с профессиональной психолого-педагогической точки зрения. К тому же, мы сами почувствовали себя детьми, с восторгом и трепетом заходя в Комнату сказок с непередаваемой волшебной атмосферой, в которой нам читали детские произведения, превращая маленькие забавные стихи в настоящее представление. А потом нам принесли целую коллекцию деревянных игрушек прошлого, типа матрёшек, волчка и бирюлек, в которые мы играли, по-моему, с большим восторгом и азартом, чем дети. Всё-таки очень жаль, что в моём детстве я не знала про это чудесное место, с удовольствием приведу сюда своих будущих детей. В общем, от посещения остались только положительные эмоции и неподдельный восторг. Спасибо большое за прекрасный приём!»
Варвара Ермишина: «Как вырастить играющего читателя? По-моему, это довольно интересный вопрос. Как вообще вырастить читателя? Человека, не просто умеющего читать, а любящего это делать? С чего начать? Когда давать в руки первую книжку? В год? В три? В пять? Если честно, я раньше не задумывалась об этих вопросах. Не задумывалась до тех пор, как впервые посетила Российскую государственную детскую библиотеку. Так с чего же начать прививать любовь к чтению? Мне кажется, что начинать нужно не с ребёнка, а с родителей. Ведь именно мамы и папы являются первыми проводниками в мир книги. А как нам рассказали, не все взрослые умеют читать. Нет, конечно, многие ещё до школы овладели этим навыком, но правильно ли взрослый читает ребёнку? Итак, я повторюсь: когда давать ребёнку первую книгу? На этот вопрос нам дали ответ: ещё до года. Книжки-игрушки помогут малышу впервые ознакомиться с книгой. Книга-раскраска, резиновые страницы которой меняют цвет в воде или книга-шуршалка, мягкие страницы которой издают различные шуршащие звуки, могут стать первыми книгами в жизни ребёнка. Но будет ли это книгой в полном смысле этого слова? Конечно, нет. Малыш довольно быстро сможет овладеть способом взаимодействия с книгой: перелистыванием, но он никогда самостоятельно не свяжет различные картинки на страницах в единый сюжет. Для этого ему нужен взрослый. Именно он является для ребёнка проводником в мир историй, в мир содержаний, которые хранятся на мягких страницах. Именно в руках взрослого пожелтевшая уточка обзаводится семьёй и отправляется в удивительные приключения, именно он учит находить связь в несвязанном и открывает, что книга представляет собой нечто большее, чем видит малыш. Если взрослый будет правильно читать ребёнку книги, то персонажи в его руках будут оживать. Ребёнок научится сочувствовать им, переживать за их судьбы. А как сделать персонажей по-настоящему живыми? За родителей и тут уже всё придумали. Возьмёшь в руки книгу, а у медведей на животе или боку шерстеные вставки. И все разные на ощупь. Погладишь такого, и он уже как будто живой. Возьмёшь другую книгу, потянешь за специальную бумажку, и прямо у тебя на глазах из травы покажется змея, а хамелеон исчезнет со страницы, слившись с камнем. А мишка на руку? Так это же вообще счастье! Надел его и прямо перед ребёнком появился плюшевый медведь, которого можно гладить, а он ещё и историю интересную расскажет. А зачем всё это? Чтобы история не осталась в памяти ребёнка размытым пятном, а запомнилась через разные каналы восприятия. К тому же, это же так весело интересно! А что же делать, если у книги ни картинок, ни игрушек и даже шерсти нет? Опять же не беда, создай сказку самостоятельно! И для этого не надо ничего сверхъестественного. Просто хвост, показывающийся из подарочного пакета, просто две лапы, просто длинная спина и не менее длинная шея, просто два больших глаза и усы. Уверяю, если мы, уже такие взрослые, студентки смотрели на это с открытым ртом, то дети будут визжать от восторга. Ребёнок ещё не может сам представить, помогите ему в этом. Нет картинок – готовьте атрибуты. Ведь гораздо интереснее слушать сказку о волшебном зелье, когда перед тобой стоит настоящий котёл. А как подготовить ребёнка к прослушиванию сказки? И на этот вопрос нам дали ответ. Своеобразные ритуалы помогут ребёнку войти в упорядоченный режим и приготовиться к дальнейшим действиям. К тому же, услышать вместо строгого: «Сядь, сейчас сказку почитаю» – ласковое и немного сказочное: «Замок открывается, сказка начинается» гораздо приятнее и малышу, и взрослому. Удивительно, как много нужно сделать для детей ради одной сказки. Но ведь не зря всё это делается! Видя, как родитель создаёт сказку, ребёнок и сам сможет впоследствии её создать. Сначала с атрибутами, а потом в своей голове. Именно с помощью книг у детей развивается воображение. Если в 5 лет ребёнок сможет придумать историю жизни и приключений плюшевого медведя, то в 15 он запросто сможет поставить себя на место любого героя, подумать, как бы он сам поступил этой ситуации, развернуть в своей голове масштабный диалог с героями и с самим автором. Чтение для него превратиться из скучной обязанности в увлекательное путешествие по чужим жизням и неизведанным местам. Не этого ли мы хотели с самого начала добиться? И отвечая на самый первый вопрос: чтобы вырастить играющего читателя, надо самому научиться играть».
Анна Кашко: «Ни для кого не секрет, что понедельник – тяжёлый день. Но утро этого понедельника началось действительно прекрасно! 12 марта наша учебная группа во главе с Еленой Сергеевной Рычаговой и Ниной Леонидовной Кондратьевой побывала в Российской детской государственной библиотеке. Наверно, у многих слово «библиотека» ассоциируется с тихим и скучным местом, но здесь этот стереотип был напрочь разрушен. РДГБ – место, где ребёнок попадает в настоящую сказку, читает, учится, пробует себя в разных направлениях, и всё это происходит в игре и комфортной для малыша обстановке. Работники библиотеки поразили своим профессионализмом, любовью к детям и трепетным отношением к детству. В такие места хочется ходить самим, хочется, чтобы родители приводили сюда своих детей. Здесь ребёнок вырастет настоящим увлеченным читателем, научится сочувствовать и сопереживать. Думаю, уютная и тёплая атмосфера Российской государственной детской библиотеки надолго останется у меня в памяти!»
Анна Солнцева: «В Российской государственной детской библиотеке я побывала впервые и запомнится это посещение, думаю, надолго. Встретила нас доброжелательный экскурсовод. Было интересно слушать увлекательный рассказ о библиотеке, о различных направлениях книг и соответствующих помещений внутри здания. Для своей будущей профессии я многое подчеркнула: о важности содержания книги в дошкольном возрасте и о взаимосвязи чтения и игры. В помещениях библиотеки чувствовалась тёплая и приятная атмосфера. Захотелось взять книжку, сесть на мягкий пуфик и погрузиться в волшебный мир чтения и воображения. Очень понравился зал сказок для детей. Интерьер загадочный. Мы сидели на мягких подложках на полу. Нам показали, как проводится чтение сказок в этом зале. Получилось завораживающе. Столько положительных впечатлений я получила! Хочется выразить огромную благодарность замечательным педагогам Елене Сергеевне и Нине Леонидовне за организацию прекрасной и запоминающейся поездки».
Ольга Бачинская: «12 марта 2018 года мы имели возможность посетить Российскую государственную детскую библиотеку, за что я очень благодарна. Помимо того, что информация, которую нам преподносили, была полезна для меня, она также была впечатляющей и интересной. Мы могли не просто услышать, что существуют так называемые книжки-игрушки, а, действительно, увидеть, как они выглядят. Или, например, на себе прочувствовать, как читают сказку детям с использованием театрализации. Мне кажется, что это место показывает, насколько времяпрепровождение в библиотеке может быть увлекательным, а не только полезным! И конечно, стоит сказать, что атмосфера, царящая там, пробуждает желание взять в руки книги и читать и читать!»
Наталья Савина: «Мы посетили чудесную Российскую государственную детскую библиотеку. Данное мероприятие показалось мне очень интересным, занимательным. Мы узнали, что эта библиотека является самой большой у нас в стране для детей: в ней имеется зал нотно-музыкальной литературы, медиатеки. Это единственное заведение, в котором выдаются диафильмы для просмотра в библиотеке и в домашних условиях. Мне понравилась Комната сказок, в которой проводятся разные занятия и читают литературу. В центре комнаты установлен небольшой деревянный круговой заборчик. Читающий взрослый и дети находятся внутри импровизированного пространства, в особой атмосфере. Родители сидят на стульях за кругом, они находятся рядом с ребенком, но не погружены в сказочную атмосферу. Посещение библиотеки детьми является очень важным моментом для их развития, тем более, когда это настолько интересно».