22 июня 2023 года началась серия вводных (установочных) занятий по проекту «Цивилизационное наследие России в городе Москве», который Московский педагогический государственный университет в 2022-2023 г.г. реализует при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. Проект направлен на формирование у школьников гуманистического мировоззрения на основе изучения вклада разных народов в развитие столицы и цивилизационное наследие России в городе Москве и патриотическое воспитание с использованием лучших образцов культурно-исторического наследия народов России в столице. Проект реализуется в формате дополнительной общеразвивающей программы для школьников «Цивилизационное наследие России в городе Москве».
Первыми слушателями программы, зарегистрировавшимися на портале Правительства Москвы, стали воспитанники Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара. Ребята увлечены географией, этнологией и краеведением. Под чутким руководством педагога дополнительного образования Андрея Дмитриевича Нестерова школьники разных возрастов, с 5 по 11 класс, собираются вместе, чтобы провести своё лето 2023 г. в исследовательской экспедиции на берегу озера Байкал. В планы этой активной команды входит не только отдых на сказочном бергу озера, но и знакомство с историей местного народа – эвенков, а также серия бесед с участниками строительства Байкало-Амурской магистрали, которые в советские годы, будучи студентами, уехали на восток нашей страны, влюбились в местные красоты и остались там на всю жизнь.
На вводном занятии, которое для школьников провели ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ Юрий Юрьевич Юренко (диакон Георгий) и специалист кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» ИСГО МПГУ Арина Александровна Бурова, ребята познакомились с категориями «Цивилизация», «Наследие», «Цивилизационное наследие», изучили примеры материального и нематериального культурного наследия нашей страны.
После этого вниманию воспитанников Дворца творчества была предложена лекция о выдающемся российском ученом — Н. Н. Миклухо-Маклае, исследованиях Папуа — Новой Гвинеи в XIX – XXI веках, а также современном состоянии взаимоотношений России с этой далекой южной страной, образованные жители которой считают нашего соотечественника одной из пяти наиболее значимых исторических персон своей истории. Гуманистическое значение трудов Н.Н. Миклухо-Маклая состоит в том, что он вопреки господствующим научным представлениям своей эпохи доказал равенство всех людей вне зависимости от цвета их кожи, разреза глаз и других особенностей внешности.
Заключительной частью встречи с юными этнографами-путешественниками стало изучение полевого исследовательского метода «Научного наблюдения». Вместе с ребятами были найдены отличия простого наблюдения от научного, разобраны виды наблюдений, достоинства и недостатки данного метода, способы его применения, а также разработан инструментарий для проведения своего собственного исследования на тему «Игры на детских площадках г. Москвы», результаты которого ребята смогут обсудить, встретившись через неделю.
Желаем «дебютантам» проекта успехов в окончании программы, а также успешной экспедиции на Байкал.
Ждем новых участников! Каникулы – хорошее время получше узнать свой родной город.
Вся информация о проекте на сайте МПГУ https://mpgu.su/civilizacionnoe-nasledie-rossii-v-moskve-2022-23/
Общая координация проекта: директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ, к.филол.н. Марина Александровна Кривенькая
А.А. Бурова
Ю.Ю. Юренко
М.А. Кривенькая