19 марта 2021 г. состоялась интерактивная лекция «МВЖК В.И. Герье: как зарождалось высшее женское образование в России?», которая была устроена в честь празднования весны и Международного женского дня. Лекция была организована в корпусе гуманитарных факультетов МПГУ Центром поисковой работы и историко-культурного туризма (директор – Анатолий Фролович Тимакин).
Участниками интерактивного мероприятия стали обучающиеся 10-х классов Лицея МПГУ, обучающиеся 11-х классов ГБОУ «Школа №15» ЮЗАО, студенты ВГУЮ (РПА Минюста России) и Института истории и политики МПГУ.
Докладчиком выступила студентка 3-го курса Института истории и политики МПГУ Наталья Чугунова. В основу лекции был положен материал ее курсовой работы, защищенной на «отлично» у Всеволода Евгеньевича Воронина, доктора исторических наук, профессора кафедры истории России.
В условиях пандемии уже общим местом сбора для студентов стало цифровое пространство, с помощью использования которого была возможность подключиться к лекции дистанционно.
На начальном этапе лекции слушатели познакомились с «женским вопросом» в России второй половины XIX века, рассмотрели общую картину состояния женского образования в то время, попытались установить роль общественной инициативы и правительственной политики в процессе становления высшего женского образования. Особенно живо участники интерактивного занятия отозвались на предложенное ведущим задание: попробовать самостоятельно реконструировать борьбу мнений, разгоревшуюся среди различных слоев общества XIX века вокруг вопроса о высшем женском образовании. В помощь командам организаторами были подготовлены информационные справки с цитатами и фактами, отражающими различные настроения современников происходивших событий. Разгоревшаяся дискуссия позволила каждому прочувствовать и понять, как сложно было прийти к единому мнению в условиях сохранения традиционных взглядов и одновременно появления новых веяний.
Следующим этапом лекции стало повествование о первых женщинах, получавших образование за рубежом, на публичных лекциях в университетских городах России, педагогических курсах, а затем и в первом систематически устроенном учебном заведении с университетской программой, преподаваемой женщинам – Московских высших женских курсах (МВЖК).
Участники ближе узнали биографию создателя МВЖК – Владимира Ивановича Герье, выдающегося русского ученого и педагога, члена-корреспондента Петербургской Академии наук, профессора Императорского Московского университета, его деятельностью по созданию Курсов. Для ознакомления с установочной программой МВЖК, их деятельностью и первоначальным устройством было предложено второе задание: на основе воспоминаний В.И. Герье выявлять ошибки в тексте лектора, которые он допускает намеренно. И на данном этапе слушателям мероприятия необходимо было включить свои интеллектуальные способности! С этим заданием успешно справились многие и смогли за активное участие получить небольшой приз от организаторов мероприятия – сувенирную продукцию с логотипом МПГУ.
В завершении лекции Наталья Чугунова обозначила историческую связь Московских высших женских курсов и Московского педагогического государственного университета, а также ответила на вопросы заинтересованной публики.
К мероприятию также подключались дистанционно, и посмотреть запись интерактивной лекции вы можете и сейчас, перейдя по ссылке.
Впечатлениями о прошедшей лекции поделились участники мероприятия.
Валерий Гехлер, обучающийся 11 класса ГБОУ «Школа №15»:
«Спасибо большое за приглашение на лекцию! Мне было интересно слушать о том, как зародилось высшее женское образование в Российской Империи. Я получил много новых знаний и стал лучше понимать общество тех времён…»
Юлия Смольникова, студентка 3 курса ВГУЮ (РПА Минюста России):
«Я не историк, но тем не менее мне было интересно поучаствовать в мероприятии. Мне понравилось, что было взаимодействие с аудиторией. Ребята были вовлечены и заинтересованы, это было видно. У каждого была возможность выговориться, сказать своё мнение, задать какой-то интересующий вопрос. Я слушала лекцию дистанционно, поэтому главным недостатком для меня стала связь: к сожалению, были частые перебои, отключался звук. Но плюсы перевешивают эти минусы, поэтому я благодарю организаторов за проведение мероприятия!»
Команда, подготовившая лекцию, пыталась использовать наработки удаленного процесса обучения в проведении данного мероприятия. Тем не менее, Центр поисковой работы и историко-культурного туризма полон оптимизма осваивать интерактивную модель лекций, квестов, экскурсий в настоящем и будущем, отдавая себе отчет в том, что надо быстрее и качественнее набираться опыта, оперативнее преодолевать трудности совмещения живого общения с аудиторией и цифрового формата проведения мероприятий.
Центр поисковой работы и историко-культурного туризма Института истории и политики МПГУ отдельно благодарит Лицей МПГУ и лично директора Игоря Анатольевича Якимова и педагога-организатора Ирину Вадимовну Романову за организацию группы обучающихся.
Юлия Яковлева, Наталья Чугунова,
специалисты Центра поисковой работы и историко-культурного туризма ИИиП МПГУ