Цикл бесед о педагогике и преподавании продолжаем интервью с Рыжовым Алексеем, заведующим кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования».
Алексей Николаевич Рыжов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» родился в Москве, в мае 1973 года. В МПГУ работает с 2000 года. Должность заведующего кафедрой занимает с 2015 года.
– Как обнаружить в себе талант преподавателя?
– Представляется, что может быть несколько взаимно дополняемых условий. Если после общения с другим человеком, он прислушивается к вашим советам, старается сделать так, как вы посоветовали и у него получается, то это показывает, что вы можете и готовы донести свою мысль. Если вы замечаете трудности и проблемы, которые испытывают окружающие люди и готовы прийти на помощь, то вам близки чужие беды и трудности. Также важен талант объяснения сложных явлений простыми словами людям разных возрастов и уровней образования. И наконец, преподаватель еще и воспитатель, поэтому человек, претендующий на звание профессионального педагога должен понимать, что является примером для окружающих его людей и воспитанников.
– Что самое сложное и интересное в деятельности преподавателя и педагога?
– Самым сложным в деятельности преподавателя и педагога – это понять, как лучше, правильнее поступить в той или иной ситуации, что бы вред от ошибки был минимальным. Сложно увидеть свои ошибки и уметь их правильно и своевременно исправить. Это можно сделать, только находясь в постоянном поиске и размышлении над своими действиями и поступками. Самое интересное в деятельности преподавателя – это постоянный процесс учения и самообразования: меня учат мои ученики и книги, которые я постоянно читаю и анализирую. Рождаются новые идеи, которые совместно с учениками и коллегами мы реализуем.
– Если бы вы сейчас начинали свою работу преподавателя, то каких ошибок постарались бы избежать?
– Постарался бы избежать скоропалительных выводов о других людях – учениках и коллегах, их поступках. Такие выводы могут привести к значительным, иногда трудно поправимым ошибкам. Во-вторых, постарался бы отдавать приоритет в воспитании студентов личному примеру, а не устным замечаниям и комментариям, которые не всегда могут быть понятны.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий педагог?
– Самое главное и системообразующее качество педагога – любовь к людям. Если ее нет, настоящего педагога из того или иного человека не получится. Педагог – это человек, который активно развивается сам и умеет учить этому других, которому интересны и важны увлечения и занятия окружающих людей. Педагог широко смотрит на мир и умеет быть «глубоким» человеком. Это кропотливый ученый в своей области знаний. Настоящий педагог – это человек, который внимательно, уважительно и бережно относится к мнению каждого, кто доверен ему.
– Какими вы видите будущих педагогов?
– Естественно, что хотелось бы видеть все идеальные качества настоящих педагогов у наших студентов и стремиться эти качества вырабатывать в себе и передавать им. Мне близка позиция Николая Васильевича Гоголя, который около пяти лет работал преподавателем в вузе, и будучи великим писателем, влиявшим на умы и сердца миллионов людей, являлся и выдающимся педагогом. Так вот, он смотрел на педагога как на «прохожего, который внимательно смотрит по сторонам, замечает непорядок, поправляет и идет дальше». Этим примером Гоголь хотел показать, что настоящий педагог концентрирует усилия не на собственной личности, а на деле, которому служит.
– Расскажите о научной работе на кафедре, используются ли инновационные или, наоборот, традиционные методики?
– Нет «традиционных» и «инновационных» методик. За более, чем двухтысячелетний педагогический опыт европейской цивилизации и двухсотлетний опыт развития педагогической науки, накоплен колоссальный объем новых подходов, методик, идей, которые в руках талантливых педагогов всегда приобретают инновационный формат. Поэтому любая известная идея, грамотно используемая в новых условиях, всегда инновационна. Именно на подобном понимании
мы в институте стараемся выстраивать нашу педагогическую и научную деятельность.
– Есть ли у ваших студентов практика?
– Основную часть учебного времени занимают именно практические занятия. На них мы обсуждаем результаты совместного научного и учебного поиска в рамках конкретных проблем изучаемой дисциплины. Важно подчеркнуть – именно совместно. Поскольку современная лекция преподавателя – это не пересказ известной учебной информации, которую студенты могут сами посмотреть в источниках. Современная лекция – это знакомство студентов с результатами индивидуального научного поиска преподавателя и совместное обсуждение подобных результатов. А практическое занятие – это совместное обсуждение индивидуального научного поиска каждого студента, внимательная и бережная помощь в этом поиске.
– Чем живет ваш институт?
– Молодость нашего института – ему всего 4 года, позволяет грамотно сочетать педагогические традиции одной из старейших кафедр МПГУ – кафедры педагогики, которая недавно отметила вековой юбилей, с современными партнерскими проектами кафедры с научными организациями РАН и РАО, учебными подразделениями других педагогических вузов страны. Такое сочетание позволяет в полной мере реализовывать девиз нашего университета: «Верность традициям и открытость инновациям»! В ближайшее время мы планируем выпустить издание «Кафедра педагогики Института «Высшая школа образования»: взгляд в будущее», в котором будет рассказано о жизни кафедры педагогики нашего института и перспективных проектах ее учебного и научного развития.
Беседовала Милана Салманова