8 апреля 2022 г. состоялся Республиканский научно-методический семинар с международным участием в рамках декады науки 2022 «Современные тенденции преподавания русского языка и литературы в школе» (в дистанционном формате). Организатор семинара – Казахский национальный педагогический университет имени Абая. В семинаре приняли участие более 150 школьных учителей и вузовских преподавателей из России и Казахстана. В выступлениях были представлены такие проблемы, как конвергенция образовательных траекторий в филологии, учебники русского языка в свете модернизации содержания школьного образования, электронный учебник по литературе, интерактивные платформы для проведений занятий, массовое тестирование в рамках проекта по оцениванию навыка чтения. Зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доц. кафедры методики преподавания русского языка, д.пед.н. О.Е. Дроздова ознакомила коллег с возможностями реализации метапредметных функций русского языка в российских и зарубежных школах.
Вот какой отзыв о выступлении О.Е. Дроздовой был дан после обсуждения казахскими педагогами итогов семинара.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и литературы КазНПУ им. Абая Кажигалиева Г.А.:
«Выступление российского коллеги вызвало большой интерес у аудитории, поскольку слушатели имели возможность ознакомиться с актуальным направлением современной лингводидактики не только в теоретическом аспекте, но и узнать об особенностях учебно-методического обеспечения метапредметного обучения русскому языку, в частности о содержании и структуре учебника, разработанного автором: Дроздова О.Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 194 с.
Тема метапредметного подхода к обучению русскому языку, на наш взгляд, не случайно вышла на первые места повестки дня современного образования. Видимо, мы, сами того не заметив, ушли «глубоко» в узкую специализацию и забыли о целостном мировосприятии, которым должен обладать обучающийся. Стали обращать на это внимание тогда, когда стали замечать, что учащиеся не могут сравнить, сопоставить способы деятельности, функционирующие в одном учебном предмете, со способами деятельности, которые они освоили, изучая другой предмет. При этом важно подчеркнуть, что автор учебника, помимо самого метапредметного подхода к обучению русскому языку, рассматривает тему освоения системы работы с языком и речью в рамках разных школьных предметов, тему лингводидактического сопровождения общеобразовательных дисциплин. То есть речь не идет о замене предметного подхода метапредметным, и, в первую очередь, наверное, потому, что сама наука основывается на предметной форме организации.
Также хотелось бы отметить, что метапредметные результаты, полученные в ходе реализации метапредметного подхода к обучению русскому языку и другим общеобразовательным дисциплинам в школе, могут быть применимы не только в образовательном процессе, но и в реальных жизненных ситуациях, а это уже связь с темой функциональной грамотности обучающихся, основополагающей, определяющей в современном образовании.
Мы благодарим Ольгу Евгеньевну Дроздову за участие в семинаре, за актуальный, интересный доклад, представленный на нем, и очень надеемся, что наше сотрудничество будет продолжено!»