8 сентября 2021 г. в рамках международного научного форума «Обучение и воспитание: опыт, традиции и трансформации (ПГГПУ 1921 – 2021)» проходила научно-практическая конференция «Цифровые технологии в образовании: от традиционной к цифровой дидактике». Проведение форума посвящено празднованию 100-летия ФГБОУ ВО «Пермский̆ государственный гуманитарно-педагогический университет». Участники конференции провели плодотворный диалог по актуальным вопросам информатизации и цифровизации всех сфер жизни общества, особое внимание было уделено этим процессам в образовании. Все участники выразили мнение, что, несмотря на очевидные достижения цифровых технологий, не может быть замены «высокими технологиями» творческой энергии человека и живого межличностного общения.
Открыл конференцию Вяткин Алексей Анатольевич, кандидат физико-математических наук, декан физического факультета ПГГПУ, г. Пермь, с докладом «Реализация проектов Открытого университета на физическом факультете ПГГПУ».Модератором конференции была Худякова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и технологии ПГГПУ, руководитель магистерской программы.
Среди выступавших на пленарном заседании были ведущие специалисты в сфере цифрового обучения в российском высшем образовании. Ученые из разных вузов затрагивали в своих выступлениях очень важные темы, в которых отражались плюсы и минусы современного состояния цифрового обучения. Так, Некрасова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров в своем выступлении на тему «Активизация познавательной деятельности в цифровой среде технологического образования» рассказала о реальных и потенциальных возможностях цифровых технологий в повышении интереса студентов к своей будущей профессиональной деятельности учителей технологии средней школы. Новикова Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общетехнических дисциплин и методики обучения технологии ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина», г. Сыктывкар остановилась на общих проблемах цифровизации образования в докладе «Актуальные проблемы цифровой трансформации современной системы образования». Китайгородский Михаил Дмитриевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин и методики обучения технологии ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина», г. Сыктывкар остановился на перспективах развития цифровых технологий в экономике и образовании РФ в выступлении на тему «Сквозные цифровые технологии – от индустрии к образованию».
Особый интерес у участников конференции вызвало выступление Вайндорф-Сысоевой Марины Ефимовны доктора педагогических наук, профессора кафедры технологии и профессионального обучения ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» на тему Цифровая дидактика – современные подходы к организации обучения в вузе». Марина Ефимовна в своем докладе обратила внимание на прогнозируемые эффекты от применения цифровых технологий в организации учебного процесса в вузе (кроме традиционных). Такие как: организация нового жизненного пространства и современной учебной среды, овладение гибкими навыками на рабочем месте, умение решать нестандартные задачи в условиях неопределенности, новые форма организации самообразовательной деятельности и др. А также, были проанализированы преимущества, проблемы и пути их решения в процессе использования цифровой дидактики в современном вузе.
Представили свои работы и ученики Марины Ефимовны Вайндорф-Сысоевой, магистранты программы «Электронные образовательные технологии» ИФТИС МПГУ (научный руководитель программы – Вайндорф-Сысоева М.Е., заведующая кафедрой ТиПО ИФТИС МПГУ – Субочева М.Л.), которые выступили с докладами на секциях конференции. На секции 1. «Цифровая дидактика: преимущества, риски и опыт использования» (всего 20 выступающих) представили свои доклады Сикора Илона Васильевна, магистрант 2 года обучения, учитель СШЛИ “Информационных технологий “Озат”, г. Темиртау, Республика Казахстан. Тема «Цифровой учебный контент. Подача материала и диагностика понимания. Когнитивный подход»; Тихоновецкая Инга Петровна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа No 111 г. Минска», Республика Беларусь, магистрант 2 года обучения. Тема «Организации учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде. Инструменты для групповой работы»
На секции 2. «Формирование профессиональных педагогических и методических компетенций современного учителя физики и технологии» (всего 15 выступающих) представила свой доклад Вьюн Наталья Дмитриевна, методист ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, магистрант 2 года обучения. «Методическое сопровождение педагогов в условиях цифровой образовательной среды».
Активное участие преподавателей и студентов в отечественной научной жизни стало доброй традицией Института физики, технологии и информационных систем МПГУ.