Программой завершившего работу Московского международного салона образования под эгидой ЮНЕСКО предусматривалось рассмотрение с участием экспертного сообщества актуальных вопросов состояния и перспектив развития образования в контексте международной повестки дня по устойчивому развитию на период до 2030 года. Центральным мероприятием обсуждений на эту тему стали расширенное заседание Комитета по образовательным программам ЮНЕСКО и презентация Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования 2019 года. Мероприятия состоялись в Российском университете дружбы народов.
Открывая заседание, председатель Комитета по образовательным программам ЮНЕСКО, ректор РУДН Владимир Михайлович Филиппов подчеркнул, что создание данного Комитета при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО связано с необходимостью имплементации, координации и мониторинга хода реализации в Российской Федерации глобальной цели «Качественное образование». Это одна из 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых в 2015 году саммитом Генеральной Ассамблеи ООН. Образование в этом документе представлено в виде отдельной цели в области устойчивого развития – ЦУР 4, предусматривающей «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Ряд других целей в области устойчивого развития также включает задачи и принятые международным сообществом показатели, связанные с образованием. Координация выполнения данного образовательного направления на международном уровне возложена на ЮНЕСКО и отражена в программе «Образование 2030», принятой на 38 сессии Генеральной конференции Организации.
Главным вопросом для обсуждения на заседании Комитета стала подготовка Российской Федерацией к предоставлению в 2020 году в ООН «добровольного национального обзора» о ходе выполнения национальных тематических индикаторов достижения Целей̆ устойчивого развития. Был рассмотрен план-график работ на этом направлении, уточнены задачи мониторинга, сбора и анализа информации о ходе выполнения соответствующих работ.
Ведущими презентации Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования были члены Руководящего комитета Программы ЮНЕСКО «Образование 2030» – ректор РУДН Владимир Михайлович Филиппов и директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании г-н Тао Чжан. Темой Всемирного доклада ЮНЕСКО в этом году стало «Образование в условиях миграции и перемещения: наведение мостов вместо возведения стен». Доклад представила научный исследователь ЮНЕСКО, член Группы по подготовке Всемирного доклада г-жа Катаржина Кубацка. Мероприятие организовано совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
В представленном Всемирном докладе по мониторингу образования – 2019 был дан анализ состояния решаемых задач по достижению Цели 4 в области устойчивого развития. Особое внимание было уделено вопросам роли образования с учетом проблематики миграционных процессов. На презентации представили данные о масштабах и общих характеристиках различных видов миграции, а также о различиях, существующих в структуре миграции, и регламентирующих положениях, касающихся обучения мигрантов. Г-жа Катаржина Кубацка во время своего выступления обосновала существующую взаимосвязь между образованием и миграцией, а также осветила разноплановые и при этом сложные проблемы, которые возникают перед системами образования в связи с массовым перемещением людей.
В мероприятии приняли участие постоянные члены Комитета по образовательным программам ЮНЕСКО, представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, представители международных служб ведущих российских и зарубежных университетов, а также кафедр ЮНЕСКО (в том числе работающей в МПГУ по теме: «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов»).
Всемирный доклад ЮНЕСКО 2020 года будет посвящен инклюзивному образованию.
Юрий Горячев
Фото и видео из открытых источников,
в том числе с сайта ИИТО ЮНЕСКО и РУДН