По уже сложившейся традиции на завершающем заседании ученого совета Университета были рассмотрены итоги второго года участия в пилотном проекте, направленном на изменение уровней профессионального образования.
Напомним, что МПГУ и еще пять вузов в соответствии с Указом Президента РФ стали участниками пилотного проекта, целью которого является построение суверенной системы высшего образования Российской Федерации. Изменения касаются всей системы высшего образования не только на структурном, но и на содержательном уровне.
Ход реализации пилотного проекта находится на особом контроле Министерства просвещения Российской Федерации – в работе ученого совета принял участие заместитель директора Департамента кадровой политики Минпросвещения России Сергей Степанович Антонов.
В своем выступлении проректор по учебно-методической работе Екатерина Александровна Балабаева отметила, что с 2023 года значительно возросло количество новых образовательных программ: от 7 в 2023 году к 139 в 2025 году, включая все пять филиалов.
В соответствии с утвержденным комплексным планом реализации пилотного проекта в МПГУ за два года коллективом была продела большая работа: продолжена работа по обновлению содержания образования с учетом приоритетных задач воспитания и развития личности, современных достижений науки, усилены меры по академическому сопровождению студентов и сохранности контингента, укреплению взаимодействия с работодателями (в частности, Базовыми школами МПГУ), проведены различные мероприятия просветительского характера, опубликовано более 50 научных статей.
В основе формирования моделей подготовки педагогических кадров заложены интересы государства и общества, ориентация на запросы общего образования, обеспечение технологического, гуманитарного и культурного суверенитета России.
В программы подготовки педагогических кадров интегрированы Ядро высшего педагогического образования, Ядро специального (дефектологического) образования, разработанное коллективом Института детства, обновлено содержание программ психолого-педагогического образования. Практико-ориентированная подготовка обеспечивается балансом теоретического и практического компонентов в сочетании с исследовательской деятельностью.
Проректором были отмечены особенности нашей отрасли, которые нельзя не учитывать при переходе на новую систему, в противном случае изменения могут привести к снижению качества подготовки всех кадров для страны.
В завершение выступления Екатерина Александровна представила сравнительный анализ критериев эффективности пилотных программ, обозначила точки для дальнейшего развития.
С учетом осмысления результатов пилотного проекта ученым советом была поддержана необходимость дальнейшей работы по следующих направлениям:
– по обновлению содержания образования с учетом стратегии развития образования, приоритетных задач воспитания и развития личности, современных достижений науки и технологий;
– по обеспечению выполнения критериев эффективности (сохранность контингента, качество успеваемости, средний балл ЕГЭ, ВИ; привлечение работодателей); усилению академического сопровождения студентов (проведение регулярных стратостатов, встреч со студентами, нивелирования формального отношения к текущей аттестации, позволяющей выявить до сессии проблемы и трудности и пр.);
– по обеспечению ранней профессионализации (усиление работы с работодателями, проведения погружений в профессиональную деятельность и пр.);
– по регулярному контролю и мониторингу хода реализации пилотного проекта в учебных подразделениях и филиалах.
В части обсуждения доклада проректора Сергей Степанович Антонов отметил, что МПГУ как участник пилотного проекта проделал громадный объем работы, в том числе по обновлению содержания пилотных программ, укреплению взаимодействия с работодателями и усилению мер по академическому сопровождению и сохранению контингента.
Реализация пилотного проекта находится на особом контроле в Министерстве, на систематической основе направляются отчеты в Минобрнауки России, проводятся совместные совещания.
Материалы заседания размещены на сайте МПГУ https://mpgu.su/novosti/ijunja-2025-sostojalos-zasedanie-uchenogo-soveta/
Учебно-методическое управление