Студенты нашего университета, пройдя отбор, стали участниками третьего набора междисциплинарного проекта «Исследуя сообщество глухих» Дома культуры «ГЭС-2». Задача проекта заключается в поддержке и формировании фундаментальных и прикладных исследований, посвященных актуальным проблемам сообщества глухих и вопросам культуры и идентичности его представителей, а также жестовому языку и образованию. Центральной частью является одноименная лаборатория, в которой глухие, слабослышащие и слышащие участники проводят исследования на предложенные ими темы. Результаты работы представляются на конференции «ИСГ»и публикуются в альманахе, все материалы которого проходят анонимное рецензирование и включаются в Российский индекс научного цитирования.
Встречи лаборатории разделены на несколько модулей: первый посвящен истории сообщества глухих и лингвистике жестовых языков; второй — основам социологических исследований; третий — изучению и обсуждению ключевых текстов о сообществе глухих. Последний модуль является практическим: участники делятся на команды и приступают к исследованию выбранных тем.
Представляем наших студентов.
Данила Четвериков (студент 4 курса Института физики, технологии и информационных систем) в проекте уже третий год и за это время принял участие в исследованиях на темы «Социокультурный профиль представителей элиты сообщества глухих» (2022—2023 гг.) и «Владение русским и русским жестовым языками у школьников: значение для статуса внутри учебной группы» (2023—2024 гг.). А 2024—2025 гг. вместе с командой изучает социальную дистанцию внутри сообщества глухих. Также Данила участвовал в экспедиции проекта в Петропавловск-Камчатский осенью 2023 г. и Казань в осенью 2024 г.
Глеб Полев (студент 3 курса Института истории и политики) в 2023—2024 гг. изучал практики медиапотребления глухих и слабослышащих, в 2024—2025 гг. изучает культурные традиции глухих. Глеб также участвовал в экспедиции в Казань осенью 2024 г.
Элина Куркова (студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства) в проекте впервые, с командой занимается исследованием на тему «Жестовое пение» с целью изучить место и роль жестового пения в культуре глухих, а также отношение представителей сообщества к этому явлению.
Наталья Макарова и Василиса Савельева (4 и 1 курс дефектологического факультета Института детства) тоже первый год участвуют в проекте и в рамках исследования изучают опыт билингвистической гимназии в Москве (существовала в 90-е), биографии ее выпускников и то, как этот эксперимент воспринимается ими сейчас.
За ходом работы следят тьюторы и кураторы. Один из кураторов — выпускник дефектологического факультета Института детства Влад Колесников. Также проект сопровождают переводчики русского жестового языка Центра психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья И.А. Гинзберг, И.И. Москвина, Н.В. Шаповалова, Н.Н. Шматова.
Ознакомиться с результатами исследований можно будет на конференции «ИСГ-2025: на периферии внимания», которая пройдет 17—19 октября 2025 г. в Доме культуры «ГЭС-2» совместно с Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ «Высшая школа экономики».
Дефектологический факультет Института детства