26 сентября 2019 года преподаватели и студенты кафедры имени Т.И. Шамовой участвовали в IV Всероссийской научно-практической конференции «Эффективные модели управления профессиональным развитием руководителей общеобразовательных организаций в РФ на основе компетентностного подхода с учетом региональных особенностей».
Принимал конференцию Московский педагогический государственный университет. Обращаясь к участникам, ректор Университета отметил историческую роль кафедры и ее бессменного руководителя (1982 – 2010), основателя научной школы управления образовательными системами Татьяны Ивановны Шамовой в разработке вопросов профессионального развития руководителей школ.
Еще в конце XX века Татьяна Ивановна вместе с коллегами – руководителями ведущих институтов и факультетов профессионального развития работников образования – обосновала необходимость специального стандарта для подготовки квалифицированных современных руководителей школ. И сегодня принцип опережающего управления, разработанный Т.И. Шамовой, является одним из основополагающих при установлении профстандарта руководителя.
В ходе круглого стола по обсуждению проекта профстандарта заведующий кафедрой М.В. Гончар отметила необходимость учета в структуре и содержании документа
- позиции не только самих руководителей, но в первую очередь учредителей общеобразовательных организаций,
- законодательно установленных полномочий и самостоятельности руководителей организаций в формировании штатного расписания, а самих учредителей – в определении структуры сети подведомственных организаций в условиях федеративного устройства и многоукладности российских регионов.
«Единство образовательного пространства – это не одинаковые темы занятий в одно и то же время, а в первую очередь – единые социальные гарантии для всех граждан страны, создание условий успешной самореализации для каждого сегодняшнего и завтрашнего школьника», – отметила М.В. Гончар.
Согласно образовательным стандартам нового поколения, профстандарты как обобщенные требования работодателей сегодня являются необходимыми источником разработки образовательных программ. Как пути в педагогическую профессию сегодня могут быть разными, так разнообразны и профессиональные траектории будущих и действующих руководителей образования. Поэтому профстандарты должны учитывать вариативность форм и содержания подготовки руководителей в зависимости от их бэкграунда, предыдущего обучения и профессионального опыта, решаемых профессиональных задач; обеспечивать возможность мобильно адресно переучиваться и доращивать необходимые компетенции.