Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Ученые доказали вредное влияние соцсетей на семейные ценности

Наука

Исследование социологов Московского педагогического государственного университета (МПГУ) выявило, что социальные сети подтачивают приверженность человека традиционным ценностям. Чем больше времени человек проводит в соцсетях, тем меньше он ценит семью, мораль и нравственность.

Результаты исследования «Отношение студентов к институту семьи: репрезентация семейных ценностей в социальных медиа Рунета» опубликованы его авторами: доктором социологических наук Анной Домбровской и доктором политических наук Еленой Бродовской. Согласно опросу, 1100 российских студентов, 73% тех, кто проводит в соцсетях меньше часа в день, считают традиционные ценности (в первую очередь семейные) важнейшими жизненными приоритетами. Из тех, кто проводит в соцсетях несколько часов, лишь 65% считают семейные ценности приоритетными. А из студентов, проводящих в соцсетях почти целый день, только 56% ставят семейные ценности на первое место.

Обратная тенденция усматривается в случае с группой ценностей «работа, бизнес, карьера»: это основные приоритеты для 41% респондентов, проводящих в соцсетях наибольшее количество времени. А из тех, кто проводит в сетях меньше часа в день, работу, бизнес и карьеру на первое место ставят 30% опрошенных.

Весьма контрастная ситуация складывается с ценностями группы «нравственные качества, мораль»: из тех, кто проводит в соцсетях минимум времени, нравственность и мораль ценится 10% респондентов. А из тех, кто посвящает сетям наибольшее количество времени, эти ценности считает приоритетными 0%.

Параллельно с анкетированием исследователи обработали с помощью сервиса для мониторинга социальных сетей IQBuzz 1 млн социально-медийных сообщений российской студенческой молодежи из трех соцсетей: «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook за два года. Сопоставление обработанного контента и результатов опроса показало, что в соцсетях студенты упоминают семейные ценности гораздо реже, чем при анкетировании: 37% их сообщений содержит упоминание семьи, в то время как в опросах значимость семейных ценностей в качестве духовных ориентиров так или иначе указывают в среднем 67% респондентов.

— Установленная коллегами корреляция между пользованием соцсетей и семейными и другими традиционными ценностями весьма любопытна, — говорит профессор, руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной. — Но я бы не стал поспешно делать выводы, утверждая, что чем больше человек проводит в соцсетях, тем меньше он ценит семью. Дело в том, что на основании полученных данных можно сказать и ровно обратное, например, что человек, испытавший разочарование в семье, чаще прибегает к коммуникации в соцсетях. Равным образом вероятно, что здесь действует упущенный третий фактор, который может быть каким угодно, — уровень самооценки, пережитая несчастная любовь и т.д. Социальные сети действительно положительно влияют на карьеру и самореализацию их пользователей, и в этом их плюс. И в этом я вижу позитивное влияние соцсетей на общество, хотя многие их ругают.

Профессор МГУ Андрей Манойло считает, что в социальных сетях, равно как и в других открытых средах, человек может оказаться под влиянием различных групп и это влияние может быть как положительным, так и деструктивным.

— С одной стороны, соцсети позволяют экономить время, гораздо быстрее и проще устанавливать связи с интересными и полезными людьми, чем в обычной жизни. С другой стороны, для молодежи, не искушенной в общении, коммуникация в соцсетях может оказаться сродни хождению по минному полю, — отметил Андрей Манойло. — Допустим, есть группа людей, которая хочет вовлечь молодежь в протестное движение. И в соцсети она приходит под самым благовидным предлогом. Она создает «клуб любителей котиков» и начинает выкладывать фото котиков.  Группа быстро растет, так как все любят котиков, но в какой-то момент организаторы переходят на политику: делают серию вбросов, публикуя фото машины, раздавившей котика, с которым гуляла молодая девушка. На следующем фото оказывается, что это машина федерального чиновника. И вот уже вся группа готова выйти на улицы и участвовать в акциях протеста. Таков механизм, с помощью которого умелые коммуникаторы могут негативно влиять, используя соцсети как оружие.

Андрей Манойло оценивает появление соцсетей позитивно, считая их коммуникативным инструментом, развивающим мир.

— Деться от информационного общества мы никуда не сможем, надо учиться грамотно использовать новые технологии и общаться в виртуальной среде, — считает ученый. — При этом замечу, что ценности людей в реальном и виртуальном мире различаются. Во втором люди создают себе личности-аватары, для которых могут быть характерны героизация друзей (например, в сообществе толкиенистов), инфантильность или что-то еще. Но перенести эти ценности в реальный мир не получается, и в этом могут заключаться проблемы для них и их близких в реальной жизни.

Информация с сайта Известия

 

04 / 10 / 2016

Показать обсуждение