Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Учитель учителей»: памяти П.О. Афанасьева

Новости МПГУ

 

 

 

13 февраля 2024 г. исполнилось 150 лет со дня рождения советского филолога-методиста, педагога, доктора педагогических наук, профессора педагогического факультета 2-го МГУ, профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПИ имени В.И. Ленина Петра Онисимовича Афанасьева.

П.О. Афанасьев родился 1 (13) февраля 1874 г в селении Апанасово-Темяши Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Яльчикский муниципальный округ Чувашской Республики) в семье протоиерея Онисима Афанасьева, выпускника Санкт-Петербургской духовной семинарии. По родству Петр Афанасьев приходится старшим братом видного общественного деятеля Василия Анисимова, а также двоюродным дедом писателя Владимира Амлинского и композитора, ученого-физика Владимира Анисимова.

Отлично выдержав вступительный экзамен в Симбирскую чувашскую учительскую школу, Петр Афанасьев стал казенным стипендиатом, что по тем временам было большой редкостью для инородцев. После окончания учительской школы в 1890 г. юноша получил звание учителя народной школы и начал свою педагогическую деятельность учителем начальной школы в чувашском селе Богдашкино Симбирской губернии. В 1898 г.  молодой педагог поступил в Симбирскую духовную семинарию, откуда в 1903 г. в числе лучших учеников был направлен для продолжения образования в Московскую духовную академию казеннокоштным студентом.

После окончания Московской духовной академии П.О. Афанасьев с 1903 по 1909 гг. преподавал в Симбирской, Рязанской и Поливановской (Московская губерния) учительских семинариях. В 1906 г. он экстерном окончил Императорский Казанский университет. В 1909-1912 гг. Петр Онисимович работал в Ярославском учительском институте. С любовью относясь к учительскому делу, он так увлекательно преподавал русский язык, литературу и методику русского языка, что смог и учащихся семинарий, и студентов института увлечь педагогической работой.  В 1914 г., будучи директором Поливановской учительской семинарии, Петр Онисимович издал «Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки», где рассматривал вопросы о постановке изложений и сочинений в школе. Многое из написанного им привлекает внимание и сейчас. В 1918 г. П.О. Афанасьев переехал в Москву, где работал до конца своих дней преподавателем в высших педагогических учебных заведениях и научным сотрудником в педагогических научно-исследовательских институтах. До революции он сотрудничал с изданиями «Вестник воспитания», «Педагогический вестник», часто публиковал свои статьи в «Журнале Министерства народного просвещения», где, в частности, критиковал официальные проекты школьно-просветительской системы для инородцев Поволжья.

После Октябрьской революции П.О. Афанасьев активно включился в строительство новой школы. Он настаивал на принципиальной реконструкции учебных программ по русскому языку в духе идей трудовой школы, выступал за преодоление таких сложившихся традиций, как искусственная подача материала, преобладание готовых образцов и правил. По мнению Афанасьева, духовному становлению ребенка могут способствовать только активно-творческие методы преподавания, основанные на деятельностном подходе к лингвистическим явлениям. Внимание должно быть направлено на естественное развитие речи учащихся, формирование умений самобытно и самостоятельно выражать собственные мысли, выработку культуры речевого поведения в коллективе и обществе. Петр Онисимович Афанасьев – один из самых ярких и последовательных педагогов наряду с Константином Дмитриевичем Ушинским, который приравнивал язык к одному из видов индивидуального и социального творчества человека. П.О. Афанасьев придавал большое значение развитию устной речи: «Не следует упускать из виду и того, что весьма важно с первых же шагов приучать детей к изложению своих мыслей, а не вести их все время на поводу за чужими мыслями и фразами. Вот здесь-то и приходят на помощь устные сочинения». Важнейшим моментом является выбор тем сочинений – они должны соответствовать детской психологии и запасу «перечувствованного и пережитого детьми…Темы сочинений должны быть рассчитаны на самостоятельные и непосредственные наблюдения самих учащихся, должны быть связаны с непосредственными впечатлениями их».

С 1920 г. Петр Онисимович Афанасьев преподавал на педагогическом факультете 2-го МГУ, затем в МГПИ имени А.С. Бубнова, в МГПИ, а с 1926 по 1929 гг. – в Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской. В 1920-1930-е гг. в стране полным ходом шла масштабная работа по ликвидации массовой неграмотности населения. Ученые 2-го МГУ – МГПИ подключились к этой работе на самом ответственном ее участке – создании стабильных учебников и учебных пособий для средних и высших учебных заведений. Профессор П.О. Афанасьев составлял букварь и уроки письма для третьего и четвертого годов обучение. Особое место на начальной ступени обучения языку он отводил звуковой системе обучения грамоте, предполагавшей определенную последовательность введения звуков и слогов, лингвистически целесообразные артикуляционно-фонетические приемы преподавания. Разработанный ученым звуковой аналитический метод положен в основу букваря «Читай, пиши, считай» (1925). Параллельно он исследовал наиболее эффективные подходы к обучению чтению взрослых (сборник статей «Борьба за грамотность», 1925).

Автор букварей, учебников и многочисленных методических пособий по русскому языку для начальной и средней школы активно участвовал в составлении программы по русскому языку для советской школы, в подготовке педагогических кадров, в повышении квалификации учителей. Несмотря на большой вклад в педагогическую науку, П.О. Афанасьев получил должность профессора только в 1938 г. и лишь в 1940 г. ему были присвоены степень доктора педагогических наук и звание профессора. С 1944 г. Петр Онисимович Афанасьев являлся профессором МГПИ имени В.И. Ленина, где до последних дней жизни преподавал методику русского языка.

Основные труды:: «Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями» (1914); «Путеводитель по вопросам преподавания родного языка в трудовой школе» (1922); «Методика родного языка в трудовой школе» (1923); «Активно-трудовой метод обучения» (1923); «Родной язык в трудовой школе» (1924); «Первые шаги обучения» (1925); «Читай, пиши, считай: Букварь с материалом для чтения, письма и счета» (выдержал 24 издания, 1925-1930)»; «Краткая методика родного языка» (1925); «Как обучать грамоте» (1927); «Методика русского языка» (1928); «К вопросу о методологии и методике русского языка» (1929); «Методика русского языка в образцах и проработках: Пособие для педагогических техникумов и учителей школ 1-й ступени» (1930); «Система методики русского языка как научная дисциплина» (1931); «Как преподавать грамматику в начальной школе».(1932); «Букварь» (1933); «Учебник русского языка для начальной школ» (1933); «Сборник систематических диктантов: Пособие для учителей начальной школы» (1934); «Грамматические таблицы по русскому языку для нерусских школ» (1938); «Учебник русского языка для начальной школы» (1940); «Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе» (1941)» «Методика русского языка в средней школе: Учебник для педагогических и учительских институтов» (1944).

Всю свою жизнь П.О. Афанасьев был неутомимым тружеником на ниве народного просвещения. За время своей научно-педагогической деятельности он  прочитал лекции и провел занятия более чем на 100 различных учительских курсах и конференциях в разных областных и районных центрах нашей страны. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, будучи уже не молодым человеком Петр Онисимович заболел. Всего за несколько дней до смерти он вернулся в Москву с учительских курсов в освобожденном Сталинграде.

Петр Онисимович Афанасьев скончался 20 августа 1944 г. в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (19-й участок).

Почти полвека посвятил П.О. Афанасьев народному образованию, являясь истинным учителем учителей. Выходец из простой крестьянской семьи стал доктором педагогических наук, известным филологом-методистом, старшим научным сотрудником Академии педагогических наук, профессором ведущего педвуза страны – Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина.

 

А.Ю. Кожевников, к.и.н.,

Дирекция изучения истории МПГУ

 

13 / 02 / 2024

Показать обсуждение