Вожатская практика — это не только важный этап в жизни будущих педагогов, но и возможность испытать свои знания и навыки в реальной работе с детьми.
Дмитрий Тепликов, студент Института истории и политики, который проходил свою летнюю вожатскую практику в детском языковом лагере “SportZania”.
Это интервью не только раскрывает профессиональные аспекты работы вожатого, но и показывает личный рост и развитие Дмитрия как педагога. Его опыт вдохновляет и даёт полезные советы тем, кто только начинает свой путь в педагогике и мечтает стать настоящим наставником для детей.
– Дима, расскажи, пожалуйста, почему ты выбрал именно лагерь “SportZania”?
– Данная организация, в отличие от многих других, ежегодно проводит мониторинг знаний и опыта руководящего состава. Каждый участник проекта совершенствуется, независимо от того, работал он раньше или нет, здесь есть некое повышение квалификации, скажем так. В современном обществе достаточно быстро меняется отношение к тем или иным психологическим и педагогическим технологиям, методикам проведения тренингов и занятий, а также в целом подходы в образовании и воспитании молодого поколения, поэтому необходимо, чтобы вожатые и другие участники проекта были хорошо подготовлены – владели теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
– Я знаю, что это твой не первый опыт работы вожатым. Скажи, пожалуйста, какие изменения и улучшения ты заметил в своей вожатской деятельности?
– Улучшений много, правда. Например, когда я только начинал работать, я не понимал, как находить индивидуальный подход к каждому ребенку, особенно к детям с ограниченными возможностями здоровья. Очень важно слушать и слышать каждого ребенка. Если особенные дети не хотят играть в игры, а хотят решать кроссворд, то надо дать им кроссворд. При этом необходимо объяснить другим детям, что у особенных ребят будет собственное задание. В процессе совместной деятельности я начал давать участникам смены больше самостоятельности, чтобы они могли проявить себя и почувствовать свою значимость. Считаю, что это очень важно!
– Освоил ли ты какие-нибудь новые методики и подходы за время работы в лагере?
– Да, конечно. За время работы я овладел навыками эффективной организации командной работы, используя при этом мотивационные и психологические приёмы. Изучил технологии разработки и проведения адаптационных и образовательных блоков, благодаря которым дети имеют возможность ознакомиться с правилами лагеря и тематикой смены. А также овладел различными инструментами, необходимыми для гармоничного и всестороннего развития воспитанников.
– Какое качество вожатого самое важное?
– Сложно выделить только одно качество. Я бы отметил такие качества как открытость и доброжелательность. Благодаря этим качествам, можно легко найти общий язык с детьми и создать слаженную команду. Искренний интерес к ребятам, уважительное отношение к ним, оказание поддержки и помощи своим подопечным в сложных ситуациях – всё это позволяет сформировать сплоченный коллектив.
– Можешь ли ты рассказать о наиболее интересных проектах или мероприятиях, организатором которых ты был?
– Среди мероприятий хочется выделить игры на командообразование в рамках адаптационного блока. В процессе выполнения заданий дети знакомятся между собой, а также узнают законы лагеря и правила в отряде, учатся распределять обязанности и взаимодействовать друг с другом.
Также весело и интересно проходят общелагерные спортивные эстафеты.
Кроме того, в нашем лагере ребята в течении всей смены выполняли проект – снимали мини-фильм по заданной теме: самостоятельно подбирали локации, костюмы, атрибуты для съёмки. В конце смены был организован просмотр детских проектов.
– В решении каких вопросов тебе помогает накопленный опыт вожатской деятельности?
– Опыт позволяет стать значимым взрослым для своих подопечных, поддерживать командный духа отряда и устанавливать дисциплину с первого дня смены, что в дальнейшем способствует эффективной работе и интересному отдыху ребят.
– Как ты взаимодействуешь с новыми вожатыми без опыта, помогаешь ли ты им адаптироваться?
– Я с такой практикой не сталкивался, но все равно считаю, что помогать друг другу нужно. Для того, чтобы правильно выстраивать работу с детьми, необходимо взаимодействовать друг с другом: коллективно обсуждать насущные вопросы и совместно принимать по ним решения. И, конечно, оказывать поддержку тем, кто только начал работать: и советами, и помощью.
– Какие самые запоминающиеся моменты или истории произошли с тобой за твою вожатскую практику?
– На прошлых сменах ребенок подарил брелок, лагерный браслет, сумку — всё это предназначалось ему, но он отдал мне со словами: “Дим, не забывай меня”. И я помню своего подопечного: и его имя, и внешность.
На одной из последних смен ребёнок сделал коллаж моих фоток с помощью программы, это было очень мило и трогательно. Самое лучшее, что может получить вожатый – это эмоциональная отдача от детей и их радость.
А ещё я никогда не забуду, как прыгал по лужам вместе с детьми!
– Применял ли ты в вожатской деятельности свои знания, полученные за время обучения в институте?
– Да. Рисование плакатов, оказание первой помощи, способы психологической поддержки и педагогические технологии — вот те знания, которые давались мне на факультете, и которые я успешно применил в работе.
– Какие изменения ты бы хотел внести в организацию лагерной смены на основе полученного опыта?
– Больше спортивных игр и прогулочных мероприятий для детей. Предусматривать отдых в плане работы лагеря после общелагерных праздников и конкурсных программ, так как ребята устают постоянно готовиться к очередному мероприятию. Создавать условия в лагере для повышения мотивации ребят к участию в различных видах деятельности и их вовлечённости в процесс создания и разработки творческих дел.
– Повлиял ли как-то твой опыт работы в лагере на твоё понимание и подход к будущей профессии педагога?
– Да, я понял, что очень люблю детей. Каждый раз, когда приходится расставаться с отрядом, мне становится очень тяжело. Вроде только со всеми познакомился, а уже и смена пролетела.
Также лагерь дал мне возможность поработать с особенными детьми. Благодаря этому, я научился разрабатывать специальные задания и частную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрывая их потенциал и принося им радость. Их улыбка – залог того, что я делаю всё правильно.
– Что ты хотел бы пожелать будущим вожатым?
– Будьте внимательны к детям, помните, что они тоже люди, и у них есть свои чувства и эмоции. Не забывайте, что вы являетесь примером для подражания, поэтому старайтесь вести себя достойно и ответственно. Наполняйте свои мероприятия радостью, смехом и дружбой. Позитивная атмосфера способствует открытости и взаимодействию. Работайте вместе с другими вожатыми, делитесь идеями и поддерживайте друг друга!
Наслаждайтесь каждым моментом! Удачи вам в вашей работе!
Анна Санкова, студентка 3 курса Института истории и политики МПГУ
Редакция Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Фото из личного архива Дмитрия Тепликова