Символично, что видный советский филолог, методист, доктор филологических наук, профессор Сергей Иванович Абакумов родился 6 июня 1890 г., когда мы отмечаем день рождения А.С. Пушкина и День русского языка. В 1912 г. окончил историко-филологический факультет Казанского университета, получив золотую медаль за сочинение «Богатырское слово в записке Буслаева и Барсова».
С.И. Абакумов более 30 лет (1912–1944) посвятил преподаванию русского языка в средних учебных заведениях: в гимназии, на рабфаке, в средней школе. В 1933-1941 гг. преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. Работал в Научно-исследовательском институте методов обучения Академии педагогических наук РСФСР. За исследование «Пунктуация в памятниках русской письменности XI−XVI вв.» удостоен ученой степени доктора филологических наук. Редактировал журнал «Русский язык в школе». В 1947 г. был избран членом-корреспондентом АПН РСФСР.
Научные разработки С.И. Абакумова о тесной связи лингвистики и методики преподавания, о необходимости привития учащимся представления о русском языке как о целостной системе, об «активном» чтении, методике творческого понимания и усвоения текста актуальны и сегодня. Он придавал большое значение развитию речи учащихся, разработал оригинальную теорию и методику чтения, которые востребованы в современных условиях. Ученый изложил теоретические и лингвистические основы русской пунктуации и на этой базе разработал методику обучения пунктуации в школе.
Значительное внимание С.И. Абакумов уделял проблемам преподавания русского языка, подготовке педагогических кадров. В годы Великой Отечественной войны он создал первый, ставший знаменитым, учебник для педагогических вузов «Современный русский литературный язык», в котором дал краткий обзор истории грамматических учений, полно и систематически изложил все основные разделы программы подготовки будущих учителей. В основу учебника были положены лекции автора, прочитанные им в течение ряда лет в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина и в Московском областном педагогическом институте. Первоначально предполагалось, что книга будет издана МГПИ им. В.И. Ленина именно как конспект лекций. Этим объясняется крайняя сжатость, конспективность ее изложения.
В дни, когда в Университете проводятся различные мероприятия, посвященные Дню русского языка, уместно подчеркнуть, что в стенах нашего вуза была создана уникальная филологическая школа, богатые традиции которой сегодня сохраняются и развиваются.
С момента образования Московских женских курсов ведущим в учебном процессе стало историко-филологическое направление. В 1900 г. был создан самостоятельный филологический факультет. Основы филологической школы МВЖК заложили и развили выдающиеся педагоги, ученые с мировым именем: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.А. Грушка, Ф.Ф. Фортунатов, И.В. Цветаев и другие.
В советское время выдающийся вклад в развитие отечественной филологии, в разработку учебников, по которым училась вся страна, внесли академики В.В. Виноградов, В.В. Голубков, П.Н. Сакулин, великий русский философ и филолог А.Ф. Лосев, лауреаты Государственной премии СССР М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие видные ученые-педагоги нашего Университета.
В настоящее время в Университете продолжает плодотворно работать научная школа «Всемирная литература в контексте культуры», у истоков которой стояли Н.И. Стороженко, М.М. Покровский, М.Н. Розанов, а основателями явились Б.И. Пуришев и М.Е. Елизарова. Важный этап в ее развитии связан с деятельностью первого Почетного профессора МПГУ, Заслуженного деятеля науки России Н.П. Михальской.
Научная школа «Риторика общения» основана доктором педагогических наук, профессором Т.А. Ладыженской, создавшей при поддержке проф. В.А. Лукова в 1988 г. первую в России кафедру риторики и культуры речи.
Историко-лингвистическая и компаративистическая школа профессора И.Г. Добродомова продолжает традиции Московской (Фортунатовской) школы, основным объектом которой является теория и история русского и других славянских языков.
Научная школа «Теоретические основы преподавания литературы в средней и высшей школе» сформировалась в 40-60-е годы ХХ века. Ее основателем является один из крупнейших специалистов в этой области академик В.В. Голубков. Эффективно работают и другие университетские школы филологического направления.
Сегодня Институт филологии – одно из самых крупных подразделений университета и по количеству студентов, и по числу образовательных программ, которые в нем реализуются. Здесь ведется подготовка будущих учителей, лингвистов, филологов.
В Институте работали и работают авторы учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ и вузов России: профессора Л.А. Тростенцова, В.В. Бабайцева, А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, Л.М. Крупчанов, Н.Н. Прокофьев, С.И. Шешуков, Б.П. Кирдан, Т.В. Зуева, В.И. Коровин, В.В. Агеносов, Л.А. Трубина, В.Ф. Чертов и др. Многие преподаватели являются лауреатами Премии Президента России в области образования, активно работают на родине и за рубежом.
Педагоги-новаторы, ученые, политики и общественные деятели, поэты, писатели и театральные деятели, телеведущие, журналисты и представители многих других профессий адресуют самые добрые слова благодарности и признательности легендарному филфаку, давшему им путевку в жизнь.
Представляем также фотографии из фондов Музея МПГУ о жизни филологического факультета МПГИ им. В.И. Ленина в 1940-50-е годы. Были бы благодарны получить от коллег комментарии к ним, которые позволят более полно представить славную историю нашего Университета. К сожалению, качество фотографий оставляет желать лучшего, и все же они очень волнующе передают атмосферу того, уже далекого, к сожалению, времени.
Дирекция изучения истории МПГУ в День рождения Александра Сергеевича Пушкина, в День русского языка поздравляет коллег, студентов с этим замечательным праздником. Будем все вместе изучать, хранить и беречь русский язык – основу нашей высокой духовности и богатейшей культуры.