Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Образование и культура: универсальные ценности»: участники международного семинара о гуманитарной миссии педагога в межкультурном диалоге

Новости МПГУ

Участники XV Международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», проходившего в МПГУ 6 и 7 декабря 2023 года, на разных площадках в течение двух дней в ходе выступлений и дискуссий предлагали видение тех вопросов, которые были обозначены на пленарном заседании и в многочисленных приветствиях, поступивших в адрес мероприятия. Эти вопросы были сконцентрированы вокруг необходимости пересмотра целей образования в сторону его гуманизации, усиления роли гражданской ответственности за сохранение конструктивного межкультурного диалога, особой миссии науки и педагогики в обеспечении мирного сосуществования ценностных оснований межцивилизационного бытия.

Секция «Образование и культура диалога в многополярном мире» (модератор – директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ, к. филол. н. Марина Кривенькая) аккумулировала вопросы всеобщих, базовых и характерных для каждой цивилизации особых ценностей развития, в соответствии с которыми должен выстраиваться диалог и международное образовательное сотрудничество.

Теоретическим введением в проблему стало выступление Президента Академии Фарсала (г. Афины, Греция) о философии и древних цивилизациях, в котором были перечислены основные ценностные ориентиры разных культурных ойкумен. Далее зав. кафедрой ЮНЕСКО по межкультурному образованию и повышению квалификации преподавателей Бейт Берл колледжа (г. Калансува, Израиль) Рувайда Абу Расс раскрыла главные принципы образования в духе глобальной гражданственности, которое, по ее мнению, должно включать знания о культурных отличиях и региональных особенностях, формирование навыков межкультурного общения, критическое мышление, вырабатывать стремление к диалогу. Данные принципы, как показали результаты проведенного интервью, студенты готовы видеть как сквозные в программах и учебных планах дисциплин.

Об эффективном культурном диалоге на уровне межрегионального сотрудничества пограничных стран рассказал доцент Высшей школы педагогики и истории Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск), к. ист. н. Станислав Сливко. Его выступление было посвящено развитию советско-японского сотрудничества на территории Хабаровского края, в т.ч. исторического опыта деятельности общества дружбы советских и японских городов-побратимов. Успехи современных образовательных технологий по формированию межличностных и межкультурных коммуникаций для построения миролюбивого и открытого общества продемонстрировала на примере работы школы «Эврика» (г. Самара) учитель английского языка Екатерина Голякова.

О взаимопониманиях между студентами и преподавателями, о том, что этому мешает и помогает, на обширном визуальном материале рассказала зам. декана Факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры культурологии МПГУ, д-р. ист. н. Анна Шевцова. В фокусе внимания автора оказались мемы об образовании и высшей школе, в кривом зеркале которых отражаются реалии российского высшего образования – как традиционные его черты, также и те, что являются приметами времени.

На секции «Педагогические задачи и новейшие технологии: этическое осмысление» (модератор – доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ, к. ист. н. Ольга Яшина) обсуждались конкретные педагогические приемы, технологии развития навыков диалога, преподавания иностранных языков и литературы, подготовки студентов в области искусства, становления поликультурной личности. Самим названием секции уже было заявлено: несмотря на все новое, что пришло в жизнь общества с появлением ультрасовременных технологий, главным в системе образования по-прежнему остаются человечность, гуманизм, личность.

О воспитании через эколого-туристско-краеведческую деятельность, которая способствует формированию культуры межнациональных отношений в период адаптации школьников, говорили педагоги из школы №19 г. Энгельса Саратовской области Анна Карташова, Татьяна Ермолаева и Татьяна Бахтина. Об успешном опыте сотрудничестве с Международным Центром педагогических исследований (г. Севр, Франция) в развитии системы независимой экспертной оценки речевой компетенции студентов-будущих педагогов на базе Французского Ресурсного Центра в Ульяновском государственном педагогическом университете рассказала доцент кафедры романо-германских языков этого вуза, к. пед. н. Ирина Сергеева.

Наряду с этими позитивными российскими практиками, прозвучали опасения по поводу ряда тревожных векторов, наметившихся, например, в образовательной политике некоторых стран СНГ. Так, о недопустимости сокращения часов, выделяемых на изучение литературы в школах Казахстана, говорила учитель русского языка и литературы школы №117 г. Алматы Назым Андреева. С ее точки зрения, язык и литература – предметы, которые, как никакие другие, способствует становлению нравственности учащихся. Итогом работы секции стало общее мнение участников о том, что педагогам необходимо знать индивидуальные особенности своих учеников и их семейной культуры, а работая в школьном или студенческом коллективе – учитывать национальный состав учащихся, их этнопсихологические особенности.

Эти выводы получили подтверждение в ходе работы секции «Приобщение молодежи к традиционным ценностям и межрелигиозный диалог в образовании», участниками которой стали педагоги, уже представившие свой опыт ранее: предложенная тема волнует всех работников системы образования. Преподаватель русского языка и литературы Шемахинской средней школы № 2 им. Э. Гусейнова (с. Шемаха, Азербайджан) Дилрубе Зия Наджафова подробно раскрыла просветительскую роль учителя в современной школе, предложила пути преодоления трудностей, с которыми неизбежно сталкивается педагог. Доцент Курганского государственного университета, к. ист. н. Сергей Путилин раскрыл воспитательный потенциал кинопедагогики, уделив особое внимание формированию нравственных ценностей у детей и подростков в ходе совместного просмотра и обсуждения кинокартин. Ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Факультета регионоведения и этнокультурного образования д-р. пед. н. Игорь Метлик остановился на ключевых аспектах приобщение молодежи к традиционным ценностям в российской школе. В его выступлении получили освещение современные проблемы школьного образования в сфере духовно-нравственного воспитания, нашли отражение возможные пути их решения.

Преподаватели МПГУ – доцент кафедры философии, к. филос. н. Лариса Михайлова и доцент кафедры культурологии, зам. директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования, к. ист. н. Елена Теплова, поделились своим видением преподавания предметов религиоведческой направленности в светских образовательных организациях. Особое внимание было уделено перспективам преподавания дисциплины «История религий России» в высших учебных заведениях и реализации предметной области ОРКСЭ в общеобразовательных школах. Участникам семинара, также был представлен Московский опыт сотрудничества системы образования и РПЦ в сфере приобщения детей и подростков к традиционным российским ценностям.

Отличительной особенностью секционных заседаний XV Международного семинара было преимущественное участие в их работе представителей самых разных российских регионов и сопредельных стран. Активно выступали педагоги-представители региональных образовательных организаций и на других мероприятиях, предусмотренных к проведению программой семинара. Обмен опытом необходим педагогам, но также необходима, по их отзывам, и регулярная сверка своих творческих поисков с образовательной повесткой в стране, ее социокультурным контекстом, а также с современными тенденциями гуманитарно-образовательной политики в мире. Семинар «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» выполняет для традиционных и новых участников роль международной научно-практической лаборатории, где уделяется внимание мировым образовательным тенденциям и инновациям, и где происходит их переосмысление с учетом потребностей системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров для национальной системы образования.

 

М.А. Кривенькая

с использованием материалов модераторов секций

Е.Ф. Тепловой и О.Н. Яшиной

 

09 / 12 / 2023

Показать обсуждение