10 марта в Институте детства МПГУ в долгожданном очном формате прошла Университетская среда для филологов и лингвистов 10-11 классов. Кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка ФНО Института детства Марина Викторовна Каравашкина провела для лицеистов два занятия по истории русского языка. На первой паре мы разобрали некоторые задания регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников этого года. Вместе мы сумели восстановить этимологическое гнездо исторически родственных слов с корнем «-тол» из словаря Даля, поговорить об окказиональном значении слова «торный» в стихотворении Н.Гумилева, а также перевести старославянский текст об устройстве мира. Мы узнали, что в старинных текстах землю представляли в виде желтка, который находится в середине воздуха и неба, как бы в белке и скорлупе.
На второй паре мы проанализировали текст Д.Быкова «Орфография как закон природы» с лингвистической точки зрения и в ходе анализа узнали о понятии «лексические дублеты», а также привели собственные примеры таких слов (ноль-нуль, тоннель-туннель) и поговорили о том, какие дублеты уже находятся в активном словарном запасе, а какие только входят в него и что нужно для того, чтобы они закрепились в активном пользовании или, наоборот, исчезли из обихода.
Оба занятия были очень интересными и полезными, ведь полученные знания мы сможем применять как на профильных уроках, так и на олимпиадах следующего года!
Авторы статьи: Римма Багдасарян, Ангелина Смольникова (10 ФЛЕХ класс)
Фотоматериалы: Алиса Технеряднова (10ФЛЕХ класс).