18 октября 2015 года под руководством Н.Б. Ковалевой, доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, в рамках Университетской субботы был проведен молодежный форум на основе сюжетно-деятельностного герменевтического тренинга по теме: «Проблемы и перспективы профессионального самоопределения. Цена выбора».
Участниками проекта стали учащиеся 8-11 классов из московских образовательных учреждений: ГБОУ СОШ №№ 1043; 1355, 2116; 2090; лицеев №№ 1524; 1553; 1502; ГБОУ ЦО №№ 1206; 2006, гимназии №№ 1528; 1272; 1507; а также студенты и магистры МПГУ и других вузов. Всего около 50 человек. В качестве модераторов выступили члены команды герменевтического клуба МПГУ (магистры, аспиранты и студенты МПГУ, РГГУ, МГИМО, ВШЭ и других московских вузов): Федор Ковалев, Светлана Данильчева, Алина Белина, Кирилл Береза, Светлана Ковалева, Алексей Скиженок, Елизавета Курапина, Дмитрий Широнин, Святослав Прохоров.
В установочном докладе Н.Б. Ковалевой, в контексте рассказа об образовательных возможностях и программах новой педагогики Института детства МПГУ, перед ребятами была поставлена проблема поиска критериев собственного самоопределения в будущей профессии.
В интерактивной дискуссии, модерируемой Ф.А. Ковалевым, на основе обсуждения ярких медиаобразцов удалось проблематизировать некоторые стереотипные суждения учащихся о выборе профессии, а также актуализировать вопрос о том, кто такой настоящий профессионал.
Вот как пишет об этом такте в рефлексивном отчете один из магистров: «Кроме того, было интересно наблюдать как в ходе дискуссии, выдвигая совершенно разные мнения и отстаивая их, участники приходят к новому, иногда совершенно иному, ответу на вопрос. Причем, часто, отвечая на один из вопросов, мы получаем ответ в виде других вопросов, которые заставляют ещё более глубоко проникнуть в суть проблемы. Наверное, это тоже можно было бы отнести к открытиям, сделанным мной во время тренинга. Раньше я над этим даже не задумывалась».
Как мы решали задачу моделирования пространства творческой рефлексии в процессе нашей работы? Фокусом внимания в общей дискуссии стали проблемы профессионализма и профессионального самоопределения, личного выбора и его цены. Материалом, который послужил отправной точкой, был выбран мультфильм Фредерика Бека «Человек, который сажал деревья» (премия «Оскар»).
Первым тактом работы стало разворачивание ключевого образа – «Человек сажающий дерево». Образ «дерева» понимался здесь не только в узком экологическом ракурсе, но и как символ творческого усилия человека – результат его дела. Участники выделили несколько интересных моментов. Например: дерево всегда сажается в землю, которая обладает жизнетворным потенциалом. То есть, дело, которое человек реализует в своей профессии, всегда имеет под собой «культурную почву» – такой была одна из граней понимания этой метафоры. Режиссер емкими художественными средствами создает образ удивительного человека, который посвятил себя тому, чтобы возродить опустошенную, ставшую непригодной для жизни землю. Рассказывает о нем другой человек, – вначале очень молодой, а потом уже в преклонных годах, – человек, прошедший за это время через 2 мировые войны. То, что мы видим эту историю именно его глазами, создает дополнительные возможности для построения собственной позиции участников. Таким образом, картина масштабируется сообразно жизни нескольких поколений, а рассматриваемая проблематика приобретает новую значимость.
После знакомства участников и коммуникативных разминок, под руководством опытных ведущих в мини-группах с новой силой разгорелась дискуссия на тему: «Кто такой профессионал и чем он отличается от хорошего работника?» Важно отметить, что модераторы не продвигали собственную интерпретацию, а лишь помогали участникам, направляли их, создавали условия для появления общих опорных образов и идей. Интересно, что к моменту окончания поиска «творческого ответа на проблемный вопрос», он был в каждой группе осмыслен по-своему. Учащиеся начали искать ответы на гораздо более глубокие вопросы, связанные с пониманием мира профессий, образовательной ситуации, проблемы самоопределения и выбора.
Традиционно, самый главный такт молодежного форума – это творческий фестиваль, на котором каждая из групп представила свой авторский продукт, очерчивая разные грани проблем профессионализма, и получила обратную связь, как от участников, так и от ведущих, и от экспертов. Особенностью фестиваля является то, что каждый продукт, созданный в отдельных группах, рассматривается не как законченное результирующее высказывание, а как часть и повод для дальнейшего поиска и последующей разработки всеми группами. В конечной сборке каждое высказывание получило свое осмысление и развитие, подводя участников к сложному пониманию профессионализма как сферы собственной ответственности перед культурой, самим собой и своей судьбой. Ответственности – не как обременительной вмененной обязанности, а как свободного выбора сферы творческого приложения собственных сил; поиска способов и области своего развития.
Судя по отзывам, многие участники ушли с новыми размышлениями и вопросами: «Какая работа принесет удовлетворение лично мне?»; «Где я смогу добиться успеха не только для себя, но и принести пользу окружающим меня людям?»; «Кто из окружающих меня людей действительно является профессионалом?» и «Стану ли и я им когда-нибудь?»
Наиболее заинтересованные участники присоединились к нам на встречах герменевтического клуба МПГУ. Здесь мы продолжим – в процессе интерактивной дискуссии, исследования, понимания и творческого освоения новых ярких культурных образцов – совместное размышление над самоопределением в профессии, в жизни, в культуре. Ближайшая встреча клуба состоится 1 ноября 2015 года в 13:00 на кафедре психологической антропологии МПГУ.
Следующее планируемое большое событие это детско-взрослая конференция в формате молодежного форума «Человек 21 века. Ценности, идеалы, мировоззрение». Конференция состоится 5 декабря с 12:00 до 17:00 на кафедре психологической антропологии Института детства МПГУ.