19 апреля 2015 года на кафедре психологической антропологии Института детства МПГУ командой Герменевтического клуба МПГУ под руководством доцента кафедры Н.Б.Ковалевой прошел молодежный форум на тему “Настоящее творчество и его значение в мире профессий будущего”. Форум прошел в рамках Университетских суббот МПГУ в формате циклов герменевтических сюжетно-деятельностных тренингов «Образованный человек 21-го века», «Профессии будущего»; “Хранители цивилизации”.
Автор сценария и основной ведущий – руководитель герменевтического клуба МПГУ Федор Ковалев Модераторы – члены Герменевтического клуба МПГУ: Алина Белина, Кирилл Береза, Анна Вавилова, Светлана Данильчева, Иван Катречко, Светлана Ковалева, Елизавета Курапина Святослав Прохоров, Дмитрий Широнин,. Участниками форума стали учащиеся 8-11 классов московских образовательных учреждений, студенты, магистры, аспиранты ведущих московских Вузов молодые специалисты, педагоги – более 30 человек.
Формат герменевтического сюжетно-деятельностного тренинга дает учащимся школ (и, как мы надеемся, будущим абитуриентам МПГУ) шанс сделать абсолютно новый шаг в поиске ответа на вопросы, каков образ профессионала XXI века, как раскрыть собственный потенциал, что значит информированное самоопределение в отношении возможностей и особенностей той или иной профессии? Судя по результатам, большой интерес вызывают у участников навыки и опыт работы в творческих группах, участие в групповых дискуссиях, способы и техники иллюстрирования и моделирования своих идей и замыслов, а также защита собственных творческих решений в условиях публичной презентации и обсуждения.
Данный форум подытоживает творческие наработки и размышления сразу нескольких встреч по темам выбора профессии, семантики городского пространства и проектированию городов будущего, возможностям формирования творческой команды, условиям профессионального и личностного становления, управления своим временем и, конечно же, теме свободы.
С точки зрения нашей команды, ответы на многие вопросы, связанные с необходимостью самоопределения подростков в социокультурном пространстве с позиции идентичности, лежат в понимании тайны творчества, истоков обретения собственного пути и смысла жизни. На ярких образцах через собственные творческие интуиции и метафоры, мы уже разобрались в реалиях современного медийного пространства, ужаснулись последствиям потребительского отношения к жизни и ее симуляции, отвергли путь человека массы. И теперь перед нами со всей остротой встали вопросы о том, что есть настоящее творчество, почему оно необходимо как воздух людям и как открыть в себе источник подлинного вдохновения.
В качестве основного культурного образца для работы была выбрана новелла из фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею» – шедевра, который по праву считается жемчужиной мирового кинематографа. «Это лучшее, что я видел в жизни!» – воскликнул Ингмар Бергман после просмотра кино. Новелла «Колокол» – вполне самостоятельное произведение и рассказывает о судьбе подростка, взявшегося отлить колокол, основываясь на «секрете», который якобы передал ему перед смертью его отец – известный на Руси колокольных дел мастер. А.Тарковский погружает нас в самую глубину жизни Руси начала XV и как бы заставляет пережить вместе героями безысходность, страдание, душевный подъем и радость творчества. Новелла о подвиге юного Бориски, которому удается совершить настоящее чудо – создать из подножной глины, из грязи, из праха земного удивительной красоты и чистоты колокол, несущий в мир благую весть о Слове – никого не оставила равнодушным. Пример Бориски в фильме, по замыслу Андрея Тарковского, дал силы преодолеть кризис и вернуться к творчеству, к жизни – великому «иконописцу всея Руси» Андрею Рублеву.
Произведение А. Тарковского, в свою очередь, вызвало у школьников, студентов, самих игротехников серьезные размышления о жизни, о творчестве, о судьбах людей, о возможностях самоопределения в жизни. В качестве опорных текстов для исследования и понимания были выбраны фрагменты из текстов Николая Бердяева и других авторов.
Задания и дополнительные разминки создавали высокий уровень мотивации для совместного исследования пространства “Колокола” и понимания его значения как символа. Через знакомство с нелегким трудом мастера, его эмоциональным переживанием, духовным ростом создавалось новое понимание перспектив самоопределения в контексте собственной жизни.
В центре внимания групповых дискуссий школьников оказалось обсуждение таких важных вопросов, как: «Что значит молчание Рублева – о чем оно? Что значит нарушить молчание? Какова истинная сила слова? Что побуждает творить? Как соотносится творчество и технология? Как совмещается гибкость и твердость в личности творца? Как преодолеть отчужденность, выйти за границы собственного мира и стать частью развивающейся общности?»
Каждая из групп, вдохновленная новеллой и обсуждением образной ткани фильма, создала свое небольшое сценическое произведение в ответ на дискуссионный запрос ведущих о природе и критериях настоящего творчества и искусства. Фрагменты из данных сценок мы разместим в ближайшее время на странице Герменевтического клуба.