В субботу, 17 октября 2015 года, на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ сотрудником кафедры возрастной психологии была подготовлена и проведена интерактивная лекция «Сказкотерапия в работе с дошкольниками», посвященная проблеме применения педагогами ДОО на основе ФГОС приемов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Докладчиком являлась кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ – Гавриченко Оксана Владимировна, автор ряда публикаций, посвященных проблеме диагностики и коррекции психологических трудностей дошкольников с помощью метода сказочных историй. В процессе общения со слушателями использовался мультимедийный комплекс (показ слайдов).
На мероприятие предварительно было зарегистрировано 36 человек, реально приняли участие – 58 человека, среди которых присутствовали студенты вечернего отделения факультета дошкольного педагогии и психологии МПГУ 2, 3 и 4 курса, а также педагоги и воспитатели из детских садов, школ и гимназий столицы. (см. регистрационный лист).
Интерактивная лекция состояла из двух частей: теоретической и практической.
В теоретической части рассматривались особенности терапевтических сказок в зарубежной и отечественной психологии; дана общая характеристика психического развития дошкольника и определено значение сказки для детей дошкольного возраста; изучались особенности применения метода сказочных историй в коррекционной работе с дошкольниками.
В практической части интерактивной лекции участники занятия сначала совместно с Гавриченко О.В. обозначили сектор психологических проблем и трудностей дошкольников, на преодоление которых может быть направленна сказкотерапевтическая работа психолога и педагога, а также проанализировали структуру психотерапевтической метафоры. Затем каждый из участников занятия выбрал определенную психологическую проблему характерную для детей дошкольного возраста (страх темноты, агрессивность, заниженная самооценка, гиперактивность и т.п.) и попробовал написать свою психотерапевтическую сказку. Для этой самостоятельной работы было выделено 25-30 минут. После чего, желающие получить «обратную связь» прочли свои терапевтические метафоры. В обсуждение этих сказок принимала участия не только Гавриченко О.В., но и все участники лекции. Надо отметить, что этот процесс так заинтересовал и увлек присутствующих, что обсуждение пришлось продлить еще на один час, и вместо 3 часов интерактивная лекция продолжалось с 10 до 14.00.
Особенно заинтересованно аудиторией была воспринята дискуссия о тех проблемах и трудностях, которые могут присутствовать в развитии дошкольников и с которыми можно справляться, применяя метод сказкотерапии. Из данной дискуссии участники выяснили, что психологические сказки могут помочь в решении ряда педагогических вопросов, например, повышения уровня воспитанности и вежливости детей. Так, тренер по плаванию (студентка вечернего отделения дошкольного факультета МПГУ) поняла, что с помощью терапевтической метафоры дошкольникам можно пробовать объяснить правила поведении в воде. Студенты-логопеды увидели для себя возможности применения терапевтических метафор на своих логопедических занятиях. В ходе лекции слушателям была рекомендована литература по сказкотерапии.
Интерактивная лекция «Сказкотерапия в работе с дошкольниками», представленная Гавриченко О.В., заинтересовала слушателей. После завершения занятия участники лекции задавали докладчику дополнительные вопросы, которые были связанны не только со сказкотерапией, но и целым рядом психологических проблем и особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.