11 ноября в Институте истории и политики состоялась лекция заведующего кафедрой методики преподавания истории профессора Е.Е.Вяземского по теме “Как школьники изучают историю в разных странах мира”.
На лекции присутствовали заинтересованные студенты, аспиранты и школьные педагоги. В ходе лекции состоялось обсуждения актуальных для российской школы вопросов построения и реализации школьного исторического образования в ХХI веке, запросов общества, родителей на подготовку квалифицированных учителей истории.
В лекции были рассмотрены вопросы реализации национальных образовательных стандартов по истории в школах разных стран мира. Выделены и обоснованы модели общего исторического образования в странах с централизованной (Россия, Франция, Япония) и децентрализованной системой образования (США, Великобритания, Германия). В лекции проведен сравнительный анализ подходов к построению исторического образования в странах США и Европы. В частности показано, что британо-германская модель исторического образования основывается на общих подходах, включающих: акцент в первую очередь на выработку мыслительных умений (а не на запоминании исторических фактов как цели образования); направленность на работу с историческими источниками; возникновение нового типа учебника истории для школы, базирующегося не на авторском тексте, а на организации учебной деятельности учащихся, в основе которой — разнообразные по своему характеру источники. Обоснована специфика исторического образования в США, ориентированного на изучения национальной истории США при сниженном внимании к зарубежной истории.
При сравнении российской и европейских моделей школьного исторического образования было показано, чем именно для российской школы может быть интересен европейский опыт в проектировании и реализации стандартов исторического образования. Заинтересованные студенты высказали пожелание продолжить обзор национальных систем исторического образования в разных странах мира в виде тематического лекционного цикла.