Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Профессор ИСГО приняла участие в работе Конгресса «Вклад школьной и университетской медицины, гигиены в обеспечение национальных целей развития России до 2030 года»

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

С 5 по 7 октября 2022 года на базе ФГАОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» состоялся VIII Национальный конгресс медицинских работников школ с международным участием «Вклад школьной и университетской медицины, гигиены в обеспечение национальных целей развития России до 2030 года» 

В работе конгресса от кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой МПГУ приняла участие профессор Ольга Анатольевна Шклярова.

На конгрессе известные ученые и ведущие специалисты России делились результатами научных исследований и опытом практической деятельности по здоровьесбережению в разных образовательных системах – от дошкольного до высшего образования.

Интерес и активное участи в работе конгресса представителей научной школы управления образовательными системами – результат признания паритета образования и здоровья. Несомненно, что это общепринятая  позиция, которая декларируется практически на всех профессиональных форумах, где обсуждаются проблемы образования, вопросы в обеспечении и оценки качества образования. В контексте качества образования специалисты рассматривают здоровье и организацию здоровьесберегающей образовательной среды как:

  • важнейший ресурс, фактор успешности учебно-познавательной деятельности обучающихся, условие гармоничного развития, раскрытия индивидуальных способностей, проявления творчества для каждого участника образовательного процесса,
  • структурный компонент содержания совместной деятельности педагогических работников и обучающихся, цель, процесс и результат управления качеством образовательного процесса,
  • одно из приоритетных направлений и показатель при оценке результатов работы образовательной организации.

Реализация здоровьесберегающего подхода в образовании – одно из важнейших условий в достижении высоких результатов деятельности образовательной организации. Для успешной реализации данного подхода в образовании необходимо установление продуктивного профессионального сотрудничества педагогов, психологов и медицинских работников. Именно поэтому педагогические работники проявляют профессиональный интерес и изучают результаты научных исследований, осваивают и используют практические работки ученых в области гигиены, физиологии и медицины. На кафедре управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой такое сотрудничество развивается уже более 20 лет. За это время была проведена и проводится опытно-экспериментальная, научно-методическая работа в содружестве с образовательными организациями г. Москвы, расширялся спектр разрабатываемых педагогами совместно с психологами, учеными-медиками проблем здоровьесбережения. Интересы кафедры бали направлены на изучение управленческого ресурса в обеспечении качества и эффективности здоровьесберегающей деятельности. По инициативе кафедры были проведены научно-педагогические исследования по следующим темам:

– Управление развитием здоровьесберегающей среды в образовательном процессе на ресурсной основе (2008-2012 гг.)

– Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы: социально-педагогический и организационный аспект (2013-2017 гг.)

– Реализация здоровьесберегающего компонента образовательного стандарта в современной школе (2018-2021 гг).

Статус инновационных научно-образовательных площадки МПГУ, возможность развития кадрового, научно-методического, управленческого ресурсов привлекали коллективы школ к участию в такой экспериментальной деятельности. Для профессорско-преподавательского состава кафедры такое сотрудничество – возможность расширения производственной базы по организации различных видов практик обучающихся по программам магистратуры, стажировок аспирантов и соискателей, источник инновационного обновления образовательных программ и развития программ дополнительного профессионального образования.

Следует отметить, что медицинские работники образовательных организаций, ученые гигиенисты, педиатры достаточно часто являются участниками проводимых кафедрой научно-практических мероприятий, периодически инициируют и организуют секционные заседания в рамках Шамовских чтений, выступают на методологических семинарах.

Именно поэтому руководство кафедры сочло необходимым участие Шкляровой Ольги Анатольевны в VIII Национальном конгрессе медицинских работников школ.

На пленарном заседании конгресса были представлены следующие доклады:

«Современные факторы риска здоровью детей школьного возраста», докладчик Владислав Ремирович Кучма, научный руководитель Института комплексных проблем гигиены ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; заведующий кафедрой гигиены детей и подростков Института общественного здоровья имени Ф.Ф. Эрисмана ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» (Сеченовский университет) Министерства здравоохранения Российский Федерации; Президент Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья;

«Состояние здоровья современных детей и подростков (на примере Саратовской области», докладчик  Михаил Юрьевич Свинарёв, главный врач ГУЗ «Саратовская областная детская клиническая больница». доктор медицинских наук, главный внештатный специалист министерства здравоохранения Саратовской области по педиатрии и детской эндокринологии. Врач высшей категории по организации здравоохранения и общественного здоровья.

«Рефракционная патология у детей и подростков. Современное состояние проблемы»,  докладчик Татьяна Григорьевна Каменских, заведущая кафедрой глазных болезней, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.Разумовского, доктор медицинских наук, доцент, врач-офтальмолог высшей квалификационной категории.

«Исходы подростковой беременности», докладчики Оксана Сергеевна Чебан, заведующая кафедрой педиатрии, акушерства и гинекологии медицинского факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, к.м.н., доцент, врач акушер-гинеколог высшей категории и Наталья Николаевна Ячикова, ассистент кафедры, врач акушер-гинеколог.

«Программа «Школьное молоко»: 17 лет в России. Итоги и перспективы», докладчик Ольга Васильевна Панова, Президент союза «Здоровье наших детей», руководитель программы «Школьное молоко».

Секционные заседания были запланированы и проходили поочередно, что позволило участникам в течение 3 дней принять активное участие в обсуждении докладов по разным направлениям здоровьесбережения обучающихся. Наименование секционных заседаний свидетельствует о широком спектре вопросов, которые поднимались специалистами и представляют несомненных интерес для работников образования.

Ольга Анатольевна Шклярова выступила на секции «Современные технологии здоровьесбережения школьников в образовательных организациях» с докладом «Комплексный подход к использованию ресурсов для здоровьесбережения детей и подростков в личностно-ориентированной образовательной среде современной школы». Доклад подготовлен совместно с профессором кафедры гигиены детей и подростков Сеченовского Университета, доктором медицинских наук Анной Рафаиловной Вирабовой. В докладе были представлены результаты многолетних научно-педагогических исследований, которые проводились на базе организаций общего, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и успешно представлялись в диссертациях, защищенных под руководством профессора О.А. Шкляровой.

Комплексный подход в управлении ресурсами образовательной организации для здоровьесбережения детей и подростков и реализации личностно-ориентированного образования позиционировался с самого начала создания НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон», учредителем и директором которой является Анна Рафаиловна. В этом году Центру образования «Самсон» исполняется 30 лет. Центр образования «Самсон» на протяжении многих лет является научно-образовательной площадкой кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой МПГУ и учебно-научно-методической базой кафедры гигиены детей и подростков Сеченовского Университета.

Сотрудничество специалистов педагогического и медицинского университетов позволяют проводить комплексные исследования. Значительная часть исследований связана с изучением физиолого-гигиенического состояния обучающихся, обоснованием и проектированием санитарно-гигиенических условий, реализацией организационно-педагогических условий, гигиенической экспертной оценкой и условиями использования образовательных технологий, позволяющих обеспечить здоровьесберегающий личностно-ориентированный формат образовательного процесса.

Организационно-педагогический и управленческий аспекты проектирования и реализации модели личностно-ориентированного здоровьесберегающего образования – предмет совместных научно-практических разработок коллектива Центра образования «Самсон» со специалистами кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой МПГУ.

Проводимые исследования были направлены на:

–   научное обоснование, разработку, внедрение и оценку здоровьесберегающего потенциала и эффективности личностно ориентированного обучения;

  • обоснование и описание модели управления ресурсами при создании здоровьесберегающей образовательной среды;
  • повышение функциональной грамотности специалистов педагогического профиля, совершенствование их профессиональных компетенций в вопросах здоровьесбережения;
  • подготовку научно-методических руководств для распространения практики применения современных здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих качество образования и сохранность здоровья обучающихся.

Особое внимание при подготовке и апробации медико-профилактических, научно-педагогических мероприятий уделялось возможности решения практических задач в работе общеобразовательной организации, а так же разработке и внедрению материалов, которые помогут педагогам-практикам в профессиональной деятельности здоровьесберегающей направленности. Результаты работы  представлены только за последние 10 лет  более чем в совместных 100 публикациях педагогов и сотрудников кафедры.

Несомненно, материалы конгресса будут использованы при разработке образовательных программ и организации учебно-исследовательской деятельности магистрантов и аспирантов кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой.

Профессор Осипова Ольга Петровна, руководитель программы «Менеджмент в образовании»

12 / 10 / 2022

Показать обсуждение