Коллектив кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ под руководством заведующего кафедрой, профессора доктора педагогических наук Осиповой Ольги Петровны особое внимание в процессе подготовке научно-педагогических кадров уделяет вопросу предоставления аспирантам возможности получения опыта реальной преподавательской деятельности. Так было принято совместно решение – в рамках дисциплины «Теория и методика профессионального образования» организовать для аспирантов второго года обучения практические занятия, предусматривающие подготовку и проведение одного учебного занятия со студентами. За время обучения аспиранты Ван Сыда, Гейнце Лариса Александровна, Махмуд Доаа, Оу Жоусянь, Ши Хуэй и Яковлева Альбина Владимировна на достаточно хорошем уровне освоили актуальные для ведения научно-педагогической деятельности методологические основы и технологии профессионального образования.
Перед аспирантами была поставлена задача – используя современные образовательные технологии организовать активную учебно-познавательную работу студентов в рамках практического или семинарского занятия. При выборе учебной дисциплины, студенческой группы остановились на курсе по выбору «Современные тренды развития образования», который профессор Шклярова Ольга Анатольевна ведет на Художественно-графическом факультете института изящных искусств МПГУ. Дисциплина включена в учебный план магистратуры по программе «Изобразительное искусство в художественном образовании», направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Декан факультета, и.о. заведующей кафедрой живописи, кандидат педагогических наук Зубрилин Константин Михайлович одобрил и поддержал эту идею.
24 апреля 2023 года свои первые занятия в высшей школе для студенческой аудитории провели наши аспиранты Гейнце Лариса Александровна и Яковлева Альбина Владимировна. Тема занятия «Актуальные тренды и тенденции развития образования на период до 2035 года». При подготовке сценария занятия аспиранты внимательно ознакомились с рабочей программой курса, побывали на лекции, обсудили с профессором Шкляровой О.А. объем педагогических задач, которые необходимо решить при изучении этой темы. Аспирантами были разработаны красочные рабочие листы на каждого обучающегося, составлены задания, подготовлен необходимый для их выполнения учебно-информационный материал с доступом через куар код. Рабочий лист, как своеобразный маршрут деятельности по освоению темы, содержал не только разные по направленности задания, но и креативную форму рефлексии, а также критерии оценивания во всем видам работы. Организация образовательной деятельности студентов осуществлялась с учетом РПД дисциплины, где цель и планируемые результаты предусматривают формирование компетенции командного взаимодействия для достижения поставленной цели.
Во время организационного этапа Лариса Александровна и Альбина Владимировна четко объяснили важность темы и данного занятия в их педагогическом образовании. Студенты в начале занятия разделились на 5 команд, что было важным условием для формирования компетенции командной работы. В каждой команде очень быстро определился свой лидер. Во время коллективной работы, презентации ее результатов все студенты имели возможность проявить свой личностный потенциал: поделиться знаниями, личным, предложить креативный вариант выполнения задания. При обсуждении трендов, перспективности их реализации на примере развития конкретных систем образования китайские и российские студенты успешно находили общие проблемы и как они решаются в разных странах.
Особое внимание акцентировалось на важности комплексного, командного подхода к изучению, осмыслению и проектированию стратегии практической реализации тенденций и трендов развития образования. Поднимались вопросы достаточности знания о позициях ученых, экспертов, футурологов в сфере образования, анализирующих тенденции развития национальных и региональных образовательных систем.
Было обращено внимание и подчеркнута важность художественного образования в личностном становлении и развитии человека на всех уровнях управления образовательными системами. В рамках одного из последних заданий студентам было предложено высказать свое видение реализации современных трендов в художественном образовании.
В течение 4 часов, используя разные образовательные технологии и педагогические приемы, начинающие преподаватели успешно поддерживали интерес и высокую активность студентов. Естественно в конце занятия было приятно услышать позитивные отзывы и слова благодарности студентов, высокие оценки своих однокурсников.
Следующее занятия в группе иностранных студентов готовят Махмуд Доаа и Ван Сыда.
Профессор Шклярова Ольга Анатольевна