Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Уровень межкультурной компетентности педагогов необходимо повышать

Новости образования

14 апреля на семинаре Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, состоявшемся в рамках Московского международного салона образования (ММСО-2017), выступила директор Центра историко-культурных исследований религий и межцивилизационных отношений МПГУ Елена Омельченко. Она рассказала о современном межкультурном образовании, о способах формировании межкультурной компетентности у будущих педагогов.

Межкультурная компетентность любого человека, в том числе педагога, состоит из трех компонентов, сообщила Елена Омельченко участникам семинара.

Первый компонент – знаниевый: что он знает о других народах. Второй– мотивационно-ценностный: есть ли у него установки для общения с представителями других национальностей, культур и религией. И третий компонент, важный и для педагогов, – умение выбрать оптимальную траекторию поведения в ситуации межкультурного общения. В сложных случаях, при возникновении конфликтов он должен знать, как поступить.

Директор Центра историко-культурных исследований религий и межцивилизационных отношений обратила внимание и на роль семьи в формировании межкультурной компетентности ученика. «В педагогической практике мы часто сталкиваемся с тем, что в школе ребенок получает знания, мотивацию, но их перечеркивает иное отношение его семьи к представителям других культур и религий, – отметила Елена Омельченко. – А бывает наоборот – в семье все нормально, а конкретный педагог недостаточно компетентен. Так что в формировании выпускника, готового к общению с представителями разных культур и религий, крайне важно сотрудничество семьи и школы».

На сегодняшний день граждане России имеют недостаточное представление об этнокультурном разнообразии страны и мира, и одна из причин – недостаток соответствующего содержания в школьном образовании. Об этой проблеме фрагментарно рассказывается в рамках нескольких предметов, и, как правило, информацией владеют только те выпускники, кто углубленно изучает географию и обществознание. Формировать межкультурную компетентность необходимо и в рамках неформального образования, когда люди ходят, например, в музеи или театры. При этом, отметила Елена Омельченко, необходимо применять интерактивные методы, нельзя использовать лишь педагогику праздника, когда дети знакомятся с культурным разнообразием на массовых мероприятиях, приуроченных к тем или иным датам.

По мнению эксперта МПГУ, для формирования у ребенка позитивной идентичности, межкультурной компетентности и готовности общаться с представителями разных культур школьные учителя должны говорить об общих чертах разных народов. Типичная ошибка начинающих педагогов – когда они акцентируют внимание на различиях, и в этом причина дальнейших конфликтов и непонимания. Поэтому уровень межкультурной компетентности современных педагогов необходимо повышать, подчеркнула она.

15 / 04 / 2017

Показать обсуждение