Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Уровень межкультурной компетентности педагогов необходимо повышать

Новости образования

14 апреля на семинаре Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, состоявшемся в рамках Московского международного салона образования (ММСО-2017), выступила директор Центра историко-культурных исследований религий и межцивилизационных отношений МПГУ Елена Омельченко. Она рассказала о современном межкультурном образовании, о способах формировании межкультурной компетентности у будущих педагогов.

Межкультурная компетентность любого человека, в том числе педагога, состоит из трех компонентов, сообщила Елена Омельченко участникам семинара.

Первый компонент – знаниевый: что он знает о других народах. Второй– мотивационно-ценностный: есть ли у него установки для общения с представителями других национальностей, культур и религией. И третий компонент, важный и для педагогов, – умение выбрать оптимальную траекторию поведения в ситуации межкультурного общения. В сложных случаях, при возникновении конфликтов он должен знать, как поступить.

Директор Центра историко-культурных исследований религий и межцивилизационных отношений обратила внимание и на роль семьи в формировании межкультурной компетентности ученика. «В педагогической практике мы часто сталкиваемся с тем, что в школе ребенок получает знания, мотивацию, но их перечеркивает иное отношение его семьи к представителям других культур и религий, – отметила Елена Омельченко. – А бывает наоборот – в семье все нормально, а конкретный педагог недостаточно компетентен. Так что в формировании выпускника, готового к общению с представителями разных культур и религий, крайне важно сотрудничество семьи и школы».

На сегодняшний день граждане России имеют недостаточное представление об этнокультурном разнообразии страны и мира, и одна из причин – недостаток соответствующего содержания в школьном образовании. Об этой проблеме фрагментарно рассказывается в рамках нескольких предметов, и, как правило, информацией владеют только те выпускники, кто углубленно изучает географию и обществознание. Формировать межкультурную компетентность необходимо и в рамках неформального образования, когда люди ходят, например, в музеи или театры. При этом, отметила Елена Омельченко, необходимо применять интерактивные методы, нельзя использовать лишь педагогику праздника, когда дети знакомятся с культурным разнообразием на массовых мероприятиях, приуроченных к тем или иным датам.

По мнению эксперта МПГУ, для формирования у ребенка позитивной идентичности, межкультурной компетентности и готовности общаться с представителями разных культур школьные учителя должны говорить об общих чертах разных народов. Типичная ошибка начинающих педагогов – когда они акцентируют внимание на различиях, и в этом причина дальнейших конфликтов и непонимания. Поэтому уровень межкультурной компетентности современных педагогов необходимо повышать, подчеркнула она.

15 / 04 / 2017

Показать обсуждение