«Я благодарен всем, кто принял непосредственное участие в этом благородном деле. И крайне рад, что такие отряды существуют у нас в стране. Не случайно в состав этих отрядов вошли будущие педагоги, поскольку они лучше всего осознают ответственность любого контакта с детьми, умеют находить к ним подход и понимают, что избрали одну из важнейших профессий – профессию учителя,» – подчеркнул директор департамента семейной политики министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики Азамат Юшаев.
В Чеченской Республике завершилась работа пилотной экспедиции филологических педагогических отрядов в сельских образовательных организациях региона. Работы проводились Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ) в рамках государственного контракта Министерства образования и науки РФ совместно со студентами и педагогами Ставропольского филиала МПГУ и Чеченского государственного педагогического университета. Поддержку экспедиции оказывали Министерство образования и науки и Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики. Последний этап проекта проходил в детских круглогодичных оздоровительных лагерях Шалинского и Шелковского районов Чечни.
В основу проекта положена объединяющая и медиаторская функция русского языка – уникального средства общения для народов нашей страны, инструмента постижения российской и мировой культуры, государственного языка образования и науки. Перед преподавателями и студентами стояла задача повысить уровень знания русского языка не только у учащихся, но и у учителей-предметников, в том числе среднего и старшего звена.
Во время проекта студентам и преподавателям МПГУ удалось разработать и апробировать дополнительные образовательные программы по вопросам функционирования русского языка и владения им, а также индивидуальные программы развития учителей сельских школ.
Участниками экспедиции стали 77 студентов – будущих историков, филологов, культурологов и педагогов, а также 10 преподавателей Московского педагогического государственного университета, Ставропольского филиала МПГУ и Чеченского государственного педагогического университета. Студенты-волонтеры пяти студенческих отрядов провели занятия более чем с 800 учащимися сельских школ по русскому языку, литературе, истории и культуре России. В процесс вовлекли не только школьников, но и вожатых, педагогов, сотрудников детских лагерей. Педагоги-методисты МПГУ консультировали их, проводили практико-ориентированные и интерактивные занятия, лекции, мастер-классы по работе с детьми-билингвами.
«Чеченская Республика стала первым регионом России, где мы апробировали данный проект, – говорит Людмила Дудова. – Анализ полученного опыта и результатов работы позволят реализовывать его и в других субъектах РФ с национально-русским двуязычием. При этом ставка будет сделана на создание ресурсных центров, специалисты которых смогут работать не только учащимися и вожатыми, но и с преподавателями».
Фото: Попов Сергей, Самойлова Надежда Борисовна