Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В.И. Вернадский – первый избранный директор Московских высших женских курсов

Новости

19 октября 2021 г. исполнилось 116 лет со дня первых выборов директора Московских высших женских курсов. Им стал профессор Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).

Выдающийся ученый, основоположник ряда современных наук, автор термина и теории «Ноосфера» Владимир Иванович Вернадский навсегда вошел в историю первого в мире высшего учебного заведения для жен­щин – Московских высших женских курсов.

В январе 1901 г. В.И. Вернадский стал одним из первых профессоров Московского императорского университета, открывших занятия на курсах. Читая лекции в университете, Владимир Иванович одновременно преподавал минералогию на физико-математическом отделении МВЖК, связав с ними на долгие годы свою жизнь и деятель­ность. Профессор минералогии вел как лекционные, так и семинарские, практические занятия. Он стремился к постоянному, живому общению со слушательницами и пользовался у них авторитетом и уважением.

Слушательница МВЖК 1904-1911 гг. О.М. Шубникова вспоминала, что лекции по кристаллографии и минералогии профессор читал просто, «без каких-либо ораторских приемов», но каждый раз тот или иной факт «освещал исторически, указывая на новые перспективы или новые идеи, рождающиеся в процессе развития науки, а потому его лекции слушались с большим интересом». Соратник Вернадского А. Корнилов писал о нем: «Вопросы минералогии, кристаллографии, химии и вообще мироздания… так широко им охватывались, что приводили пытливый ум его в сферу философии и даже метафизики». Ученицами В.И. Вернадского были в будущем известные ученые – геолог А.Б. Миссуна (после окончания курсов в 1896 г. работала с Вернадским) и геолог, геоморфолог В.А. Варсанофьева (поступила на курсы в 1907 г.).

Большое внимание Вернадский уделял преподава­нию гуманитарных предметов. «Я не отрицаю значения естественных наук и не говорю, что им не надо учиться – сам занимаюсь тем, что учу им, но думаю, что на них не может быть ос­новано воспитание». Каждый из сообщаемых во время чтения лекций фактов он освещал исто­рически, указывал на новые перспективы, воз­можные в процессе развития науки, что вызы­вало особенный интерес слушателей.

Профессор В.И. Вернадский делал значительный акцент на «по­становке правильных практических работ» сту­дентов, особое внимание уделял устройству специальных кабинетов и лабораторий, хоро­шему научному оборудованию и организации рабочего места. Все должно было способство­вать удобной работе. Перед началом своих лекций он расспрашивал лаборантов о ходе ис­следовательской работы, успевая уделить вре­мя каждому. Выбор объекта исследования всег­да был связан с широкой проблемой, так что начинающий научный работник мог чувство­вать сопричастность к решениям больших на­учных вопросов. Владимир Иванович требовал исчерпывающего знакомства с литературой, прежде чем молодой ученый приступал к ис­следованию, отговориться незнанием языков было невозможно. Требовательность выраба­тывала четкость работы.

Будучи известным ученым, Владимир Иванович не чурался повседневной работы. Он принимал непосредственное участие в устройстве минералогического кабинета, открытого в 1902 г., которым и заведовал. В 1904 г. для кабинета было снято помещение и приобретена минералогическая коллекция из 900 номеров для демонстраций во время лекций и на практикумах. Библиотека минералогического кабинета включала в себя 305 экземпляров книг и брошюр, среди которых имелись ценные издания XIX в.

Вернадский – автор курсов лекций и учебников по минералогии, кристаллографии и истории естествознания. Первые три его лекции курса «О научном мировоззрении» были напечатаны в 1902 г. в журнале «Вопросы философии и психологии», в 1903 г. вышли отдельным изданием. В 1906-1907 гг., когда комнату переоборудовали под минералогическую лабораторию, купили основные научные труды и учебные пособия по кристаллографии и минералогии. Лаборатория была организова­на так, чтобы под руками всегда была необходимая спра­вочная литература, измерительные и оптиче­ские приборы, платиновая посуда, весы, су­шильные шкафы, чистые реактивы и прочее. «Мине­ралог должен работать в лаборатории» – таково основное требование В.И. Вернадского. Созданная его усилиями минера­логическая лаборатория МВЖК являлась наряду с ми­нералогическим кабинетом при Московском университете ведущим научно-исследователь­ским центром в области минералогии и кри­сталлографии, переживавшим под руковод­ством В.И. Вернадского период расцвета.

Владимир Иванович Вернадский являлся членом комиссии совета МВЖК, в состав которой входили видные профессора и преподаватели курсов. Комиссия принимала участие в управлении делами курсов, рассматривала жалобы, заявления и обращения слушательниц. Первое ее заседание состоялось 16 октября 1905 г. В этом году должность директора МВЖК, которые до этого бессменно возглавлял профессор В.И. Герье, стала выборной.

6  октября 1905 г., в отсутствие находившегося за границей Герье, первым избранным директором МВЖК стал В.И. Вернадский. Но приступить к исполне­нию своих обязанностей он не смог, так как одновременно был избран помощни­ком ректора Московского университета.  29 сентября 1905 г. трагически скончался Сергей Николаевич Трубецкой, пробыв на своем посту всего 27 дней. Отдавая долг уважения и памяти своему соратнику и сподвижнику по универси­тету, горячо отстаивавшему принципы универ­ситетской автономии в условиях реальной угрозы закрытия Московского университета, В.И. Вернадский обещал доверие своих то­варищей и принялся за выполнение сложной административной и организационной работы. 27 октября 1905 г. директором МВЖК на повторных выборах   был избран С.А. Чаплыгин.

В 1911 г. В.И. Вернадский вместе с крупнейшими учеными того времени покинул университет в знак протеста против полицейского режима, который пытался ввести в российских учебных заведениях министр просвещения Кассо, и в сентябре 1911 г. переехал в Санкт-Петербург.

Вплоть до своего переезда В.И. Вернадский продолжал вести активную преподавательскую деятель­ность на кафедре и в минералогической лаборатории МВЖК. Именно по совету Владимира Ивановича и в соответ­ствии с его научными интересами при кафедре геологии МВЖК в 1905-1914 гг. стал создаваться Геологический музей. Основа его фонда была за­ложена ассистентом кафедры А.Б. Миссуной, которая начала приобретать в Германии образцы минералов и горных пород. Коллекция посте­пенно разрасталась и была размещена в специ­ально организованном геологическом кабинете «Тихомировского» корпуса. В годы Гражданской войны значительная часть музейной коллекции была утрачена. В ее восстановление огромный вклад внесла видный советский геолог Вера Александровна Варсанофьева – первая женщина, получившая степень доктора геолого-минералогических наук. Она возглавляла кафедру геологии более 30 лет.

Выдающийся ученый-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель конца XIX века и первой половины XX века, академик Санкт-Петербургской академии наук, Российской академии наук, Академии наук СССР, один из основателей и первый президент Украинской академии наук, создатель научных школ, В.И. Вернадский был удивительно глубоким и разносторонним ученым. Он внес огромный вклад в кристаллографию, почвоведение, гидрохимию, стал основоположником таких наук, как геохимия, космохимия, биогеохимия, генетическая минералогия, радиогеология.

Огромен вклад В.И. Вернадского в развитие отечественного просвещения и образования, высшей школы России, в педагогическую теорию и практику. Заложенные им основы минералогической школы, поставленный курс минералогии сохраняют свою актуальность и сегодня. Главными принципами жизнедеятельности высшей школы ученый считал автономию и свободу преподавания, подчеркивая также необходи­мость государственного участия. «Но автоно­мия и свобода преподавания, – убеждал он, – теснейшим образом связаны с высоким поня­тием личного достоинства, полной личной не­зависимости в академической области, высо­ким положением преподавателей высшей шко­лы в среде родной их страны». Вклад Вернадского в становление отечественной системы обучения в высшей школе, развитие методологии и формирование научного мировоззрения должен быть в полной мере осмыслен и оценен новыми поколениями. В 1936 г. к 75-летию Вернадского вышел под редакцией Ферсмана сборник (в 2-х томах) «Академику В.И. Вернадскому в честь пятидесятилетия научной и педагогической деятельности».

В.И. Вернадский преподавал в Москве, в Петербурге и Симферополе. Его учениками были «король минералов» А. Ферсман, нарком здравоохранения Н. Семашко, академики А. Виноградов, Н. Моисеев, К. Флоренский – сын Павла Флоренского. Владимир Иванович наставлял: «Не ищите себе в научной работе учителя. Учителем у вас должны быть законы природы». Так всегда говорили его великие предшественники, у которых он сам учился: Леонардо да Винчи, Парацельс и другие. Он всегда ощущал сопричастность его собственных научных и философских исканий с поисками философов и исследователей древних времен: «Когда работаешь над каким-нибудь научным вопросом, в уме мелькают облики лиц, раньше над этим думавших, чувствуешь, точно какая-то неведомая цепь сильно связывает тебя с философом-греком, средневековым монахом, арабским врачом или с одним из великих ученых последних трех столетий… Твоя мысль сливается с их мыслью, и все вместе являются общей непрерывной работой к неясному, но всем понятному идеалу, куда мы все неуклонно сильно стремимся».

Современниками Вернадского были ученые и философы, поэты и писатели разных поколений: Павлов, Трубецкой, Короленко, Зелинский, супруги Кюри, Менделеев, Толстой, Достоевский, Есенин. Они встречались, переписывались, дружили. В то время жили и развивали свои идеи русские космисты – Чижевский, Циолковский, Докучаев, Косточев. Через всю свою жизнь Вернадский пронес идею о единении людей, о братстве. У него тоже было свое братство, сложившееся еще в университете. То были друзья и единомышленники: востоковед С. Ольденбург, педагог и просветитель Ф. Ольденбург, писатель и общественный деятель Д. Шаховской; историки А. Корнилов, И. Гревс; ботаник Краснов… Вернадский писал: «Принципами этого братства были: работай как можно больше; потребляй (на себя) как можно меньше; на чужие беды смотри как на свои». Вместе с друзьями по братству он помогал голодающим крестьянам и считал, что должен еще многое сделать для просвещения народа.

В воспоминаниях академика Д. Наливкина нарисован живой образ Владимира Вернадского: «Высокая, стройная, немного сутуловатая фигура, быстрые, но спокойные движения запоминались сразу, над всем безраздельно царила голова. Узкое точеное лицо, высокий, выпуклый лоб ученого, темные волосы с сединой, каскадами поднимающиеся над ним, поражали и удивляли. Но и они были только фоном для глаз, необычайно чистых, ясных и глубоких. Казалось, что в них светится весь облик, вся душа этого необыкновенного человека. Впечатление еще более усиливалось, когда он начинал говорить. Его голос был такой же, как глаза, – спокойный, ясный, приятный и мягкий, глубоко уходящий в душу. Обыкновенно он был мягок и поразительно вежлив. Казалось, он боялся сказать вам хоть одно неприятное слово. Но когда было надо, эта мягкость сменялась железной твердостью».

Владимир Иванович пережил вместе с Россией все крутые повороты истории: две революции, Первую мировую и Великую Отечественную войны. Он близко к сердцу принимал невзгоды и трудности, выпадавшие на долю родной страны. Большая жизнь ученого отмечена помощью нуждающимся, благотворительностью, спасением науки и людей. Вернадский стремил­ся оградить высшую школу от лишней полити­зации, грозящей ее разрушением: «Гибель и упадок высшей школы есть национальное несчастье, так как ими под­рывается одна из основных ячеек существова­ния нации». В 1938 г., когда был арестован за участие в «антисоветской террористической организации» Д.И. Шаховской, Владимир Иванович попытался спасти «дорогого друга Дмитрия Ивановича Шаховского, одного из благороднейших и морально высоких людей, с которыми я встречался в своей долгой жизни». В ответ Вернадскому было сообщено, что Шаховской умер в лагере в конце января 1940 г. (Д.И. Шаховской был расстрелян 5 апреля 1939 г., реабилитирован в 1957 г.).

С 1938 г. личным секретарем и референтом академика В.И. Вернадского стала дочь Д.И. Шаховского Анна Дмитриевна – выпускница МВЖК по естественнонаучному отделению 1912 г. Круг обязанностей А.Д. Шаховской академик Вернадский определил так: «Секретарь, помимо того, что диктую, делает вычисления и выписки, читает вслух, подбирает справки в библиотеках по моему указанию. Одна из функций секретаря – пополнение картотеки по биогеохимии, по истории знаний и ряд других». Ученый диктовал ей книги «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» и «Пережитое и передуманное». Шаховская помогала академику до последнего дня его жизни. В последующие годы принимала активное участие в подготовке к печати «Избранных сочинений» Вернадского в пяти томах, стала создательницей и первым директором кабинета-музея ученого.

В последний год жизни Вернадский, по воспоминаниям А. Ферсмана, «несмотря на возраст (82 года) … спокойно и систематически медленно гулял он по парку… и новые мысли, и новые планы рождались в его светлой, прекрасной голове. Он говорил и думал о России, целыми днями, перескакивая мыслью, стремясь как бы скорее, до конца своей жизни, высказаться; рассказывал он о своих планах прошлого и будущего…».

25 декабря 1944 г. Владимир Иванович Вернадский перенес инсульт. 6 января 1945 г. академик РАН СССР, основатель таких наук, как геохимия, биогеохимия, радиогеология, блестящий минералог, кристаллограф, историк науки, создатель учения о биосфере и ноосфере, крупный общественный деятель скончался. Похоронен выдающийся ученый на Новодевичьем кладбище в Москве.

Научная, преподавательская и организаторская деятельность великого ученого стала одной из наиболее ярких страниц в истории нашего Университета. Об исторической преем­ственности научного наследия В.И. Вернадского свидетельствует создание в МПГУ крупной научной школы геохимии ландшаф­тов. Возникновение и становление этой научной школы в университете связано также с именем В.В. Добровольского. И это вдвойне знамена­тельно, поскольку мать Всеволода Всеволодови­ча – Вера Ивановна Добровольская – выпускни­ца МВЖК. Исключительно весомым стал вклад данной научной школы в формирование научного по­тенциала страны. За прошедшие годы на ка­федре было подготовлено более 40 высококва­лифицированных научных работников и пре­подавателей, многие из которых продолжают активно работать в разных учебных и научных учреждениях страны, в том числе и в МПГУ.

Продолжая тради­ции В.И. Вернадского, кол­лектив научной школы геохимии ландшафтов, сформировавшийся в ведущем педагогиче­ском университете страны, неразрывно связан с системой подготовки школьных учителей. Идеи Вернадского о ноосфере, во многом определившие современный тезис о необходи­мости устойчивого развития человеческого общества, получают свое развитие в лекцион­ных курсах, многочисленных учебных и учеб­но-методических пособиях для школы и вузов, подготовленных преподавателями университе­та – последователями и учениками нашего вы­дающегося соотечественника.

В век новых открытий и цифровых технологий особенно востребован опыт и авторитет научной элиты. Мыслить, думать, анализировать, сопоставлять, совершать новые открытия разума и духа, как это всегда делала в России творческая личность, – вызов и нашего времени. В. И. Вернадский предстает незаурядной личностью, крупнейшим организатором науки.

11 августа 2020 г. работники МПГУ почтили память В.И. Вернадского на Новодевичьем кладбище. У могилы ученого выступил ректор МПГУ А.В. Лубков: «Мы выполняем человеческий долг и отдаем память нашему профессору МВЖК, первому избранному директору МВЖК В.И. Вернадскому… В 1905 г. его избрали первым директором, но судьба распорядилась так, что он, практически не приступая к обязанностям директора МВЖК, ушел работать проректором в Московский императорский университет. Он продолжал поддерживать контакты с МВЖК, у него здесь осталась кафедра и минералогический кабинет, который впоследствии стал музеем. Он поддерживал добрые, теплые отношения с Владимиром Ивановичем Герье, его семьей. Он сосредоточился на научной деятельности.  Малоизвестная страница его научной биографии связана с тем, что он фактически один из первых российских и мировых ученых стал заниматься радиохимией, радием и ураном».

«… Удивительная широта кругозора, глубина научной мысли, универсализм и подлинный энциклопедизм позволяют говорить о Вернадском как о нашем отечественном Леонардо, Ломоносове XX в.».

(См.: Лубков А.В., Дронов В.П. «В. И. Вернадский, МВЖК и развитие высшей школы в России». 145 лет МПГУ / Наука и Школа. 2017. № 5).

Вернадский в памяти нашей

– В научный оборот введен термин «Вернадоведение» – наука изучающая биографию, историографию и научное наследие В. И. Вернадского.

– В 2013 г. к 150-летию В. И. Вернадского, под редакцией академика Э. М. Галимова РАН выпустила наиболее полное 24-томное Собрание сочинений.

– 23 апреля 2013 г. у главного корпуса Таврического национального университета в Симферополе открыт памятник его ректору В.И. Вернадскому.

– 18 ноября 2014 г. в Тамбове был открыт памятник В. И. Вернадскому.

Имя Вернадского носят:

– Институт геохимии и аналитической химии РАН.

– Таврический национальный университет в Симферополе.

– Государственный геологический музей.

– Московский Лицей № 1553 («Лицей на Донской»).

– Мемориальный музей акад. В. И. Вернадского (Москва).

– Общественный фонд «Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского в Республике Казахстан».

– Комиссия по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского при Президиуме РАН.

– Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.

Названы именем В.И. Вернадского:

– Гора в хребте Сунтар-Хаята в Якутии.

– Подлёдные горы в Восточной Антарктиде.

– Вулкан на курильском острове Парамушир.

– Полуостров в море Космонавтов Земли Эндбери в Антарктиде.

– Проспект Вернадского (станция метро, Сокольническая линия) в Москве.

– Самая протяженная улица Москвы – Проспект Вернадского, на котором находится Корпус гуманитарных факультетов МПГУ.

– Проспект Вернадского в Симферополе.

– Улицы Вернадского в различных населённых пунктах государств бывшего СССР, например, Бульвар Вернадского в Киеве.

– Железнодорожная станция и село Вернадовка, родовое имение семьи Вернадских (названное в честь его предков) в Пичаевском районе Тамбовской области.

– Лунный кратер на обратной стороне Луны.

– минерал вернадит.

– Научно-исследовательское судно «Академик Вернадский».

Награды:

В 1965 г. Академией наук СССР учреждена Золотая медаль имени В. И. Вернадского. Присуждается 12 марта, раз в 3 года, за выдающиеся научные работы в области наук о Земле.

В 1998 г. Международным межакадемическим союзом (ММС)  учреждён орден «Звезда Вернадского» I, II и III степени.

В 2003 г. Европейским геофизическим обществом учреждена Медаль им. В. И. Вернадского, вручаемая ежегодно.

Учреждены две стипендии имени В. И. Вернадского для молодых ученых РАН.

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

 

19 / 10 / 2021

Показать обсуждение