Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В Институте детства прошел молодежный форум «Вмененное понимание. Как преодолеть стереотип?»

Новости МПГУ

 

9 октября 2016 года на кафедре психологической антропологии Института детства МПГУ под руководством доцента кафедры Натальи Борисовны Ковалевой состоялся очередной молодежный форум по теме «Вмененное понимание. Как преодолеть стереотип?»

Сценарий форума разработан ведущими и модераторами самого игрового процесса ‑ членами творческой команды Герменевтического клуба МПГУ. Среди них: Светлана Данильчева, Анастасия Дьяконова, Федор Ковалев, Светлана Ковалева, Святослав Прохоров, Рауф Ахмиров, Валерия Бургучева, Кирилл Береза, Людмила Смоляр, являющиеся магистрантами и студентами как Института детства МПГУ, так и других вузов, например, РГГУ и НИУ ВШЭ.

В форуме приняли участие более 40 человек ‑ студенты 1 и 2 курса Института детства МПГУ; учащиеся старших классов гимназии № 1506; лицея им. В.И. Вернадского № 1553; других образовательных учреждений.

Традиционно, при сценировании образовательных сессий на основе рефлексивно-позиционного подхода и обеспечивающих его продуктивность технологий (медиагерменевтика и сюжетно-деятельностные игры), работа строилась в 4-х тактах:

  1. Проектная вводная и установочный доклад (Н.Б. Ковалева);
  2. Работа в фокус-группах с опытными ведущими и игротехниками;
  3. Фестиваль творческих идей ‑ предъявление творческих результатов работы отдельных групп; обсуждение в общем дискуссионном пространстве как отдельных творческих решений, предложенных участниками, так и общей проблематики в выделенных группами аспектах;
  4. Подведение итогов, выступления экспертов, участников и ведущих, финальная рефлексия самого события.

В центре внимания групповых дискуссий участников оказались такие важные вопросы, как «Почему в современную эпоху востребованы культура сотрудничества и совместное творчество?»; «Что такое вмененное понимание? Что значит знать, не понимая?»; «Какие стереотипы мышления, деятельности, коммуникации присущи массовому сознанию?»; «В чем отличие стереотипа и пропагандистского клише ‑ от нормы и традиции?»; «Каковы обязывающие вызовы нашей эпохи и в опоре на какие идеи или культурные прецеденты можно дать на них творческий ответ?»

На втором такте, после распределения по группам и серии активных игровых упражнений и увлекательных разминок, ‑ учащиеся вместе с ведущими фокус-групп искали идеи и возможности творческой самореализации или выбора собственного пути в условиях современности:

‑ предзаданности рамок, норм жизни и стандартов тех или иных социокультурных данностей;

‑ в ситуации неопределенности, потоковости и симулякративности мнений, усваиваемых некритично и поверхностно;

‑ дефицита средств и способов понимания слова, метафоры, символа и образа.

В своих творческих презентациях каждая из групп наглядно продемонстрировала стереотипы, мешающие в решении актуальной для участников проблемы, и предъявила сценические этюды с опорой на поэтические строфы известных поэтов, намечающие возможности творческого преодоления проблем и затруднений.

В числе опорных образов, позволивших студентам и школьникам переосмыслить ситуацию собственного поиска, были метафорические высказывания из таких произведений как «Идеал» Семёна Надсона; «Глаголы» и «Камни» Иосифа Бродского; «Август» Бориса Пастернака; «Облако в штанах» Владимира Маяковского; «Пророк» Александра Пушкина.

На этапе рефлексивного обсуждения и финальной сборки результатов удалось обозначить, что путь к творческой самореализации, равно как ответ на вызовы современной эпохи ‑ основываются на ценностях диалога, сотрудничества; предполагают мыслительные навыки рефлексивности и позиционности, установку на творческое преодоление ситуаций интеллектуального затруднения; ответственное проектирование собственного и общего будущего.

 

Информацию подготовила Ковалева Наталья Борисовна.

E-mail: labmind.ru@gmail.com

 

10 / 10 / 2016

Показать обсуждение