10 ноября на кафедре психологии младшего школьника Института детства прошла научно-практическая конференция по системогенезу способностей «Психология развития познавательных способностей младших школьников».
Главная цель конференции: обобщение опыта исследований в рамках теории способностей, выполненных в научной школе академика РАО В.Д. Шадрикова, определение направлений развития школы учеными, преподавателями, аспирантами, магистрантами, молодыми исследователями.
Организаторами конференции выступили кафедра психологии младшего школьника Института детства МПГУ, созданная в 1992 г.; секция Московского отделения Российского психологического общества «Психология способностей» (создана в 2016 г., руководитель – академик РАО В.Д. Шадриков, со-руководитель- академик МАПН, академик ПАНИ Г.А. Суворова); секция Московского отделения Российского психологического общества «Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление» (создана в 2009 г., руководитель – академик МАПН, академик ПАНИ Г.А. Суворова).
Открыли конференцию: к.псих.н., доцент Л.В. Гаврилова – организатор научно-исследовательской работы со студентами; доктор псих.н., профессор К.В. Макарова -зам зав. кафедрой, профессор, руководитель двух магистерских программ «Психологическое консультирование в образовании» и «Психология развития способностей и одаренности»; доктор псих.н., профессор Г.А. Суворова –директор Центра психологического консультирования МПГУ, со-руководитель секции МО РПО «Психология способностей», руководитель секции МО РПО «Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление».
Системогенетическое направление в исследовании деятельности, способностей и одаренности, интеллекта, индивидуальности, мира внутренней жизни человека разрабатывается в научной школе академика РАО В.Д. Шадрикова с 1977 г. Его талантливые ученики работают в разных регионах России и за рубежом. В Ярославле в 2015 г. прошла уже 7-ая Международная конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности». На кафедре психологии младшего школьника Института детства работают его ученики: Макарова К.В., Стюхина Г.А., Зотова Т.В., Лопырев А.В., Суворова Г.А. В МПГУ работает его ученица Черемошкина Л.В.
Кафедра психологии младшего школьника уже четвертый раз проводит эту конференцию и первый раз с совместным заседанием двух секций Московского отделения РПО.
Обсуждались следующие направления в развитии теории способностей:
- системогенез деятельности и способности учащихся,
- духовный фактор в деятельности и способностях,
- определение способностей с позиций функциональных систем,
- понятия в анализе ментального развития человека,
- место способностей в системе базовых категорий, разрабатываемых в психологии, и место способностей в структуре психики,
- способности, одаренность и задатки,
- мотивация как фактор развития способностей,
- три измерения способностей: способности индивида, способности субъекта деятельности, способности личности,
- задачи познания в учебниках для начальной школы- как основа психологического консультирования по развитию способностей в обучении,
- структура способностей и механизмы ее развития: познавательные действия разного уровня интеграции,
- интеллектуальная задача как средство развития способностей,
- мысль и познание,
- универсальные механизмы развития способностей -интеллектуальные операции,
- компетентность педагога и психолога в развитии способностей учащихся.
Суворова Г.А. подвела общий итог работы конференции: сегодня звучала «мысль, выраженная в слове». И это – главное в разработке теории способностей на современном этапе развития психологии.