18-19 марта в Институте детства проходила Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «На крыльях детства: ресурсы современного коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ».
Конференция была организована кафедрой дошкольной дефектологии Института детства совместно со Среднерусской академией современного знания (г. Калуга).
В конференции приняли участие преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты-бакалавры из Москвы и Санкт-Петербурга, Калуги, Владимира, Нижнего Новгорода и Тулы, Липецка, Череповца, Брянска, Клина. Были и участники из Иркутска и Екатеринбурга, Магадана, Краснодара и Армавира, Тольятти, Ростова-на-Дону, Севастополя, Ставрополя и др. Они участвовали в конференции на уровне выступление на дистанционных (заочных) и очно-заочных, очных секциях и обсуждения докладов. Всего – 276 чел.
Цель конференции: консолидация усилий высшего и дополнительного профессионального образования в области научно-педагогических исследований и экспертизы ресурсов современного коррекционно-развивающего пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи конференции:
- Мониторинг управленческих и организационных аспектов организации коррекционно-развивающего пространства в современном детском саду.
- Определение перспективных направлений воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
- Оценка качества сопровождения семьей, имеющих ребенка с ОВЗ, в современных детских садах.
Открыло конференцию планерное заседание: были заслушаны приветствия проректоров Среднерусской академии современного знания Н.П. Чудиной, декана дефектологического факультета МПГУ Е.В. Кулаковой, доклады заведующего кафедрой дошкольной дефектологии Института детства МПГУ Л.А. Головчиц, профессоров А.В. Кротковой, Н.В. Микляевой, аспиранта Т.А. Чудесниковой. Они обобщили проблемы и направления развития современного специального и инклюзивного образования, охарактеризовали стратегии их решения, дали представление об одной из разработок кафедры в данной области – электронном конструкторе индивидуальных маршрутов и программ для детей с ОВЗ.
Возможности и приоритеты дополнительного профессионального образования в области развития ресурсов современного коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ были отражены в докладе Кравченко А.А. (проректора Среднерусской академии современного знания); проблемы внедрения инклюзии были озвучены в выступлении Ю.Б. Кадисон (доцента ЧОУ ВО «ТИУБ им. Н.Д. Демидова», г. Тула). Вопросы сотрудничества с родителями отражены в докладе С.А. Сазоновой (к.п.н., доц. кафедры педагогики, психологии и специального образования АНО ВО «МГИ») и Ю.А. Ворониной (руководитель детского развивающего центра (г.Москва)), взаимодействия социальной и образовательной среды на примере инклюзивных проектов Калужского музея изобразительных искусств – в выступлении Е.В. Сандаковой (методист ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» (г. Калуга)).
На очных секциях было заслушано и обсуждено 92 доклада (3 очных секции), на очно-заочной – 17 докладов (1 секция):
- Секция «Современные проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования» (объединенная секция Института детства МПГУ и Среднерусской академии современного знания – научные руководители: д.п.н., проф. Л.А. Головчиц; к.п.н., проф. Н.В. Микляева; к. психол. н., доцент Г.В. Разумова; к. п. н., доцент А.П. Демидова, к.п.н., доц. С.А. Сазонова).
В ее рамках секции обсуждались проблемы:
- реализация индивидуального подхода к детям с ОВЗ и организации психокоррекционной работы с ними;
- воспитание и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования;
- разные аспекты формирования социальной, коммуникативной и речевой компетенций у дошкольников с ОВЗ;
- инновационные технологии в развитии и коррекции нарушений развития у детей с ОВЗ, альтернативные и дополнительные виды коммуникации;
- комплексное сопровождение детей и проблемы взаимодействия педагогов и специалистов;
- проблемы формирования родительской компетентности детей с ОВЗ.
- Секция «Социально-коммуникативные аспекты коррекционно-педагогической помощи и проблемы обучаемости детей» (научные руководители: к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии А.В. Кроткова; к.п.н., доцент кафедры дошкольной дефектологии И.В. Чумакова).
Тематика выступлений отражала:
- различные аспекты развития и формирования навыков взаимодействия дошкольников и школьников с ОВЗ (ДЦП, ТМНР) со взрослыми и сверстниками;
- проблемы социальной адаптации лиц с ОВЗ разного возраста (ДЦП, ТМНР);
- современные технологии коррекционно-педагогического сопровождения познавательного и речевого дошкольников и младших школьников с ОВЗ (ЗПР, ОНР).
- Секция «Современные проблемы оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ: вопросы управления качеством коррекционно-педагогической работы» (научные руководители: доцент В.Л. Казанская; к.п.н., доцент Н.С. Лавская, ст. пр. А.А. Осетрова).
На заседании секции обсуждались:
- проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, речи и интеллекта;
- разные аспекты формирования социальной, коммуникативной и речевой компетенций у дошкольников с ОВЗ;
- инновационные технологии в развитии и коррекции нарушений речевого и интеллектуального развития у детей с нарушениями, альтернативные и дополнительные средства коммуникации;
- современные и интерактивные средства коррекции психических, физических и личностных особенностей детей с ОВЗ;
- проблемы детско-родительских отношений детей с интеллектуальными нарушениями.
- Секция «Воспитание и обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального образования: проблемы профилактики и пропедевтики» (научные руководители: к.п.н., профессор Л.Р. Давидович, к.п.н., доцент М.Н. Ромусик; к.м.н., профессор Л.И. Кириллова).
Тематика докладов охватывала широкий круг вопросов:
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР;
- диагностика и коррекция нарушений развития у детей с ОВЗ;
- коррекционно-педагогическая работа с детьми с комплексными нарушениями в развития, с детьми с РАС, с нарушением зрения;
- коррекционно-педагогическая работа по коррекции нарушения психо-эмоционального и речевого развития детей с ОВЗ;
- организация и содержание образования в контексте реализации требований ФГОС дошкольного образования.
Остальные доклады обсуждались в дистанционном режиме и были организованы в три секции:
- Управленческие и организационные аспекты организации коррекционно-развивающего пространства в современном и сопровождения детей.
- Воспитание и обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального образования.
- Вопросы социального развития, взаимодействия участников образовательного процесса и сопровождения семьей, имеющих ребенка с ОВЗ.
Большинство докладов имели теоретическую и практическую значимость. По материалам Всероссийской конференции «На крыльях детства: ресурсы современного коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ» подготовлен электронный сборник статей, который находится в процессе публикации и регистрации в электронной библиотеке.
Особенную благодарность за активное участие в мероприятии хочется выразить коллегам из МПГУ и Среднерусской академии современного знания (АНО ДПО САСЗ), АНО ВО «Московский гуманитарный институт», ЧОУ ВО ТИУБ им. Н.Д. Демидова (г. Тула), ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург), ФГБОУ ВО АГПУ (г. Армавир), ВлГУ имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г. Владимир), Брянского института управления и бизнеса Е.А. Антошкина (г. Брянск) – за помощь в подготовке очных, очно-заочных и заочных – дистанционных секций конференции.
Мы благодарны студентам-выпускникам МПГУ, активно поддержавшим нашу акцию «Эстафета поклонений»: наши выпускники, действующие учителя-дефектологи и логопеды, педагоги-психологи готовы поделиться с участниками конференции своим педагогическим опытом, секретами и «изюминками» профессионального мастерства с будущими молодыми специалистами. Это жест доброй воли и передача эстафеты профессионального мастерства, которая, надеемся, придется по душе участникам конференции.