В Институте детства завершился цикл курсов по выбору блока «Professional skills» для студентов дефектологического факультета.
Данные курсы связаны с «Погружением в педагогику», реализованным в первую неделю сентября, и в их рамках студенты продолжили осваивать важные компетенции их профессионального становления в день самостоятельной работы. Этот день проходил необычно, в стенах родного МПГУ – 28 сентября, 5 и 12 октября 2019 года. Курсы проводились преподавателями кафедры психологической антропологии Института детства.
Что это? Зачем? Почему в расписании написано «День самостоятельных занятий», а приходится ехать в университет, выбирать курс, активно участвовать в разного рода действиях?
Попробуем ответить на все эти вопросы, которые наверняка могли возникнуть у многих преподавателей и у пытливых первокурсников. Тем более, что опыт уникальный, спросить у старших не получится. Дорогу эту студенты проходят первый раз.
Итак, в этом году все первокурсники поступили на направление 44.03.03.«Специальное (дефектологическое) образование». А это значит профиль – логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, специальная психология, дошкольная дефектология – студенты будут выбирать в течение первого и второго семестра.
Выбор профиля – будущей своей специализации – очень важный шаг. Каждый студент должен осознать и понять, с какой категорией детей он хочет и может работать. Поэтому и появились «рабочие субботы».
Однако в рабочих субботах речь идет не о профилях и профессии учитель-дефектолог. Почему?
Профессия дефектолог – самая необычная и многогранная среди педагогических. Для учителя-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, учителя-логопеда, дошкольного дефектолога и специального психолога важно быть в первую очередь ЧЕЛОВЕКОМ, способным понять особого ребенка, завлечь и заинтересовать его, включить в сообщество людей и дать шанс стать равным. А ещё важно стать ПРОФЕССИОНАЛОМ, который знает, как общаться и взаимодействовать с особым ребенком и его родителями, как организовать коррекционные занятия, обучать и воспитывать такого ребенка, с помощью каких технологий добиться его адаптации в обществе.
Студентам были предложены на выбор 7 курсов: Современные методы развития письменной речи (Адамян Е.И., доцент кафедры психологической антропологии), Психология мотивации (Гаврилова О.Я., ст. преподаватель кафедры психологической антропологии), Развитие творческой личности дошкольника средствами разных видов его деятельности (Парамонова Л.А., профессор кафедры психологической антропологии; Воробьева И.Н., ст. преподаватель кафедры психологической антропологии), Что такое Монтессори-педагогика и зачем она нужна детям? (Кондратьева Н.Л. и Рычагова Е.С., доценты кафедры психологической антропологии), Навигация: жизненная и образовательная (Колосова Е.Б., ст. преподаватель кафедры психологической антропологии), Кто такие мы и как мы здесь оказались? Наши потребности, мотивы и цели (Кузьмина Е.Р., доцент кафедры психологической антропологии), Введение в исследовательскую деятельность (Трифонова Е.В., доцент кафедры психологической антропологии).
Студенты первого курса делятся впечатлениями:
Грачева Полина, студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства: «Из курса «Современные методы развития письменной речи» для себя выделила несколько пунктов, которые, как мне кажется, могут помочь мне в дальнейшей работе с детьми. Во-первых, я с легкостью теперь могу определить главную мысль текста, также объяснить почему мне понравился тот или иной кусочек текста. Я научилась без страха читать свои ответы на вопросы, не боясь, что я что-то неправильно прочитала или написала. Спасибо за такую возможность, любимый МПГУ!».
Костромина Алла, студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства: «Я давно хотела рассмотреть изнутри, что же представляют собой хорошо сделанные исследования, но нигде не могла найти примеры и критерии, которые бы отличали исследовательскую работу от экспериментов. Этот курс мне очень помог в понимании проблем исследований. Я бы планировала и в дальнейшем заниматься исследовательской работой, совмещая это с педагогикой и дефектологией».
Гордеева Анастасия, студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства: «Для меня курс занятий прошёл с невероятно позитивными эмоциями! Многие обсуждения заставили меня задуматься над своей жизнью. Я очень благодарна Елене Рафаэлевне за проведённый курс и надеюсь, что в дальнейшем мне удастся снова попасть на её мастер-классы! Многие советы, которые были даны наставником, я, несомненно, буду использовать. Мне удалось взять на заметку некоторые способы взаимодействия с группой. Не останется без внимания и способы личного взаимодействия с каждым будущим учеником. Но вместе с тем я буду стараться вносить полученный опыт и в свою личную жизнь. Потому что то, что нам удалось обсудить за прошедшие 3 субботы — это просто словно кладезь жизненно важных правил, которым действительно следует соответствовать».
Тужилова Мария, студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства: «Впечатления после посещенных занятий остались исключительно положительными. В моей будущей профессиональной деятельности я смогла бы применить навык работы над замыслами, приобретенный на курсе, и знания о проектной, исследовательской и творческой деятельности».
Назаркина Юлия, студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства: «Записываясь на курс, я не имела представлений о данной методике образования. Спустя всего 3 занятия я узнала всю систему не только слушая педагогов, но и побывав в роли ребёнка: смогла увидеть Монтессори детский садик. За эти 3 дня я получила знания, включая некоторые тонкости, что не может не радовать, массу приятных впечатлений и воспоминаний я «уношу» после этого курса. Монтессори педагогика — это очень продуктивная методика образования и воспитания детей. Конечно, есть много вещей, которые стоит взять на вооружение мне в качестве будущего дефектолога. Во-первых, ребёнок должен обучаться в комфортной для него среде. Во-вторых, педагог должен сделать так, чтобы обучение происходило по собственной инициативе ребёнка и сопровождалось интересом. Наконец, ребёнку нужно давать возможность проявлять независимость и самостоятельность».
Зайцева Александра, студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства: «Мне очень понравился данный курс. Я многое узнала не только про мотивацию, но также ознакомилась с различными теориями исследования, с основными положениями, выдвинутыми по этой теме Мартином Селигманом, Николаем Леонтьевым, а также с современной теорией мотивации Б.Вайнера и др. Впервые открыла для себя феномен выученной беспомощности и понятия о двух видах атрибутивного стиля поведения. Я буду хвалить детей не за их способности, а за усилия, которые они приложили, т.к. это повышает эффективность их деятельности. Буду учитывать тот факт, что у дошкольников в деятельности преобладают социальные мотивы и в первую очередь попытаюсь наладить с детьми личностный контакт».
Басова Дарья, студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства: «На этих творческих занятиях мы работали в группах, делились своими задумками. Когда каждый видит поставленную цель по-своему, это помогает увидеть внутренний мир того, кто рядом. Для себя лично я получила много новых интересных идей, которые можно реализовать как в группе, так и в индивидуальной работе с детьми. Мы очень много освоили новых методик по развитию творчества у детей 3-5 лет. Развитие фантазии с помощью природных материалов, рисование, исходя из своего воображения, поделки при помощи разных техник (скручивание, сминание, разрывание бумаги…). Всё это действительно развивает ребёнка, знакомит его с окружающим миром».
С 19 октября мы запускаем следующий цикл курсов по выбору, но уже из блока «Soft skills». Ведь научиться постоянно учиться и самосовершенствоваться – это неотъемлемая профессиональная характеристика любого педагога.
Материал подготовили:
доцент кафедры психологической антропологии
Адамян Л.И.
декан дефектологического факультета
Кулакова Е.В.
Фото:
Адамян Л.И., Адамян Е.И., Воробьева И.Н., Кондратьева Н.Л., Кузьмина Е.Р.