Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В Институте социально-гуманитарного образования МПГУ завершила работу конференция, посвященная обсуждению инновационных подходов к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин

Научные мероприятия

25–26 апреля в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ проходила международная конференция «Современное образование: векторы развития. Инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин». В центре обсуждения на мероприятии были актуальные риски и проблемные зоны системы социально-гуманитарного образования в современной школе и вузе, междисциплинарность в практике преподавания предметов социально-гуманитарного цикла, современные подходы к оценке качества социально-гуманитарного образования.

Работу конференции открыл ректор МПГУ, академик РАО, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков. Основной темой его выступления стали подходы к формированию идентичности (а иногда – многих идентичностей) человека средствами социально-гуманитарного образования. Особую важность ректор МПГУ придает проблеме гражданского воспитания подрастающего поколения: в этом вопросе, как он отметил, нас пока опережают многие соседи по евразийскому пространству, в том числе широкое используя возможности среднего и высшего образования.

Доклад зав. кафедрой педагогики Академии социального управления, доктора педагогических наук Георгия Борисовича Корнетова был посвящен образовательным и воспитательным технологиям дописьменных времен и возможностям исторической реконструкции при изучении гуманитарных предметов. Как социализировать ребенка без излишнего давления и принуждения? Насколько это применимо к современным реалиям? Каков образовательный потенциал истории науки?

Зав. кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ, доктор философских наук Ирина Николаевна Грифцова представила участникам пленарного заседания свое видение применимости философии в современной парадигме мышления, в том числе в цифровой гуманитаристике. Некоторые высказанные докладчиком идеи коллектив кафедры планирует реализовать в новой образовательной программе бакалавриата «Практическая философия», стартующую в 2019/2020 учебном году.

Эмоциональное и яркое выступление академика РАО, заслуженного учителя РФ, директора ГБОУ гор. Москвы «Школа №109», доктора педагогических наук Евгения Александровича Ямбурга затронуло практически все «болевые точки» современной педагогической мысли – от снижения уровня здоровья у современных детей до формата преподавания религиозной культуры, от проблем инклюзивной школы до мотивации одаренности. Е.А. Ямбург считает: смысл должен преобладать над формой, ценности – над технологиями, а гуманитарная сфера обязана работать на опережение. С этими тезисами трудно не согласиться.

Модерировал пленарное заседание директор Института социально-гуманитарного образования, доктор экономических наук, профессор Марк Михайлович Мусарский. После пленарного заседания состоялись два мастер-класса, направленных на презентацию эффективных технологий подготовки к ЕГЭ по обществознанию и подходов к формированию межкультурной компетентности всех участников образовательного процесса. А во второй половине дня началась работа секционных заседаний, посвященных обсуждению культурологического подхода как методологической основы развития системы образования, традициям и инновациям в методике преподавания юридических дисциплин, современному состоянию экономического образования и другим вопросам.

Кафедра философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ организовала в рамках конференции четыре мероприятия: секцию «Философия нового жизненного пространства», два мастер-класса и дискуссионную площадку совместно с Центром историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений и кафедрой теологии «Проблемы соотношения светского и религиозного в современном образовательном пространстве». Особый интерес участников конференции вызвал мастер класс, организованный зав. кафедрой И.Н. Грифцовой и профессором философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Галиной Вениаминовной Сориной «Методология анализа гуманитарного текста». Мастер-класс провели студенты философского факультета МГУ, живо и интересно на своем примере рассказав фактически о формировании критического мышления с помощью методологии экспертного анализа текста. В рамках тематической секции участники обсудили с самых разных позиций перспективы философского образования в условиях быстро меняющегося мира, а также роль философии в осмыслении новых реалий.

26 апреля 2019 г. прошло заседание секции «Современные подходы к оценке качества социально-гуманитарного образования: целеполагание, вариативность, инструменты». На секции обсуждались вопросы изменения содержания обучения, усиления воспитательного аспекта. Е.В. Савенкова, старший преподаватель кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, поделилась с участниками опытом внедрения в образовательный процесс активного участия в волонтерском и благотворительном движении. Достаточно интересную тему подняла заведующая кафедрой управления образовательными системами им Т.И.Шамовой М.И. Гончар – формы и требования к магистерским диссертациям по социально-гуманитарным направлениям подготовки.  Главное, что отметили слушатели: темы диссертаций должны быть актуальными, соответствовать современному состоянию и перспективам развития, науки, техники и технологии. Активно обсуждалось выступление Т.А.Кадолы, доцента кафедры теории и практики перевода Института гуманитарных технологий АНО ВО «Российский новый университет». Тема о развитии универсальных компетенций при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла вызвала живой интерес со стороны участников. Были сделаны выводы, что компетенции универсальны, так как важны в жизни и деятельности каждого человека, независимо от его будущей профессии.

На секции «Традиции и инновации в методике преподавания юридических дисциплин» обсуждались актуальные вопросы клинического образования юристов в Болгарии и России, как одной из форм практико-ориентированного обучения студентов (выступления доцента В.И. Крайнова и профессора Я.Т. Тянковой). Аудитория сошлась во мнении, что подходы к организации клинического образования в вузах Болгарии и России в целом схожи, но необходимо менять концепцию организации учебного процесса с включением юридической клиники в учебные планы.

Проректор МПГУ, профессор Е.Л. Болотова поделилась с аудиторией опытом организации педагогической практики у студентов как важнейшего средства формировании профессиональных и личностных качеств будущих специалистов.  Зав. кафедрой права А.И. Глушков и зав. кафедрой теории и истории государства и права С.В. Ширяева поделились личным опытом внедрения инновационных технологий в учебный процесс. С.В. Ширяева также отметила, что необходимо развивать всесторонние подходы к формированию правовой культуры граждан, учитывая возможности всех уровней образования, включая дополнительное образование детей и взрослых; и дополнительное профессиональное образование, чтобы охватить все слои населения и профессиональное сообщество. Педагогический вуз может и должен стать флагманом в развитии этого направления.

Кроме того, на секционном заседании состоялось интересное обсуждение путей развития системы юридического образования в России и Болгарии, возможности развития академической мобильности, определены пути сотрудничества кафедр юридического профиля МПГУ и юридического факультета университета «Святого Кирилла и Мефодия» в городе Велико Тырново.

В рамках секции «Методология и методика преподавания истории в условиях перехода на новый стандарт высшего образования» была предпринята попытка выстроить основное содержание двух модулей дисциплины для студентов непрофильных направлений подготовки – «Всеобщая история» и «История России». Вычленялись и анализировались магистральные исторические процессы, в равной степени отразившиеся в мировой истории и истории нашей страны. Отдельное внимание было уделено академическому проекту «История России в 20 томах» как теоретической основе преподавания дисциплины, а также проблеме анализа исторических источников как одному из основных фондов оценочных средств, методике работы с источником. Секция носила ярко выраженный дискуссионный характер, выводы и предложения докладчиков ценны с точки зрения практического применения при разработке рабочих программ дисциплины «История».

Всего в конференции «Современное образование: векторы развития. Инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин» приняли участие более 220 российских и зарубежных ученых и преподавателей.

                                                                                     Елена Омельченко

08 / 05 / 2019

Показать обсуждение