17-18 марта 2022 г. состоялся первый региональный форум учителей истории «Современные аспекты преподавания истории в школе». Он прошел в г. Светлогорске Калининградской области. Организатором мероприятия стал Калининградский областной институт развития образования при поддержке Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, Московского педагогического государственного университета, Калининградского областного историко-художественного музея и гимназии № 40 имени Ю.А. Гагарина г. Калининграда.
Форум был организован для учителей истории, представителей муниципальных методических объединений учителей истории. Участники мероприятия обсуждали вопросы сохранения исторической памяти, формирования российской гражданской идентичности, проблемы многоуровневого преподавания истории (когда история Отечества как часть мировой истории представлена через историю её регионов).
Участие в пленарной сессии форума с докладом «Историческая память, историческое образование и национальное сознание общества» принял Алексей Брониславович Ананченко, директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории МПГУ.
Исследователь отметил, что в последние десятилетия историческая память в нашем обществе стала размываться, фрагментироваться, несмотря на масштабные усилия, предпринимаемые для ее сохранения.
«Учебная дисциплина «История» должна формировать один из элементов социального самосознания общества, передавать позитивные ценности, формировать позитивное отношение к своей стране и себе. Ведь у каждого человека есть самосознание – индивидуальное, семейное… История Отечества – это и есть такая «семейная» история всего нашего общества, – сказал А.Б. Ананченко. – Но одна только школа не справляется с задачей по передаче исторических знаний и формированию исторической памяти. Это значит, что необходимо разработать и внедрить новую инфраструктуру формирования и поддержания исторической памяти в обществе».
В рамках форума вели работу секции, посвященные вопросам преподавания истории родного края, формированию функциональной грамотности, работе с одаренными детьми. Во второй день работы форума был проведен педагогический практикум по организации урочной и внеурочной деятельности по истории в соответствии с требованиями обновленного ФГОС.
Институт истории и политики